Нам кажется, что новогодняя елка была всегда,
и всегда она была такой или почти такой, как сейчас. На самом деле, свой
сегодняшний вид елка приобрела сравнительно недавно. Язычники с древних времен
поклонялись деревьям, молились и совершали жертвоприношения в священных рощах.
Древние греки, египтяне, римляне и китайцы любили вечнозеленые деревья и венки
из их ветвей, германские и кельтские племена предпочитали дуб, славяне —
березу. Тяжким грехом у язычников считалось повредить дерево в священной роще —
в некоторых германских племенах за сдирание коры с таких деревьев карали
сдиранием кожи. Одним из главных праздников, связанных с культом деревьев, у
этих народов был день 22 декабря — день зимнего солнцестояния — в знак
поклонения солнцу.
Как известно, ранние христиане часто
перенимали ритуалы язычников, видоизменяя и адаптируя их, придавая им иной
смысл, чтобы заполучить больше последователей. С распространением христианства
священные рощи и деревья вырубались, но на месте древних культов возникло
поклонение майскому и рождественскому дереву. О том, где и кем была заведена
рождественская елка, существует несколько версий. Одна из них предоставляет эту
честь лично Мартину Лютеру (основателю Лютерантской христианской церкви).
Легенда гласит, что он шел однажды по улице в звездную зимнюю ночь и был
поражен зрелищем яркой звезды, словно опустившейся на верхушку занесенной
снегом елки.
В современном виде рождественское дерево
появилось в Германии в средние века. Елку ставили в домах 24 декабря, украшали
яблоками, вешали на нее вафли. Между прочим, свечи на елке стали зажигать
только с 1708 года. Сначала она была развлечением для богатых, но потом, как
водится, распространилась повсеместно, а вскоре перешагнула границы Германии.
Украшения тоже менялись. Когда христианские миссионеры познакомили с праздником
Рождества японцев и китайцев, те научили европейцев делать специальные бумажные
игрушки. Потом появились игрушки из папье-маше. Но тон задавали все-таки немцы
— это они изобрели прозрачные стеклянные шары, светящиеся в темноте благодаря
фосфоресцирующим краскам. Так елка язычников стала неотъемлемой частью
христианского рождества и нового года.
В Иудаизме каждый праздник имеет глубокий
внутренний смысл и образовательное значение. Мы празднуем Еврейские праздники
прежде всего для того, чтобы понять, как реальные события нашего прошлого могут
помочь нам в сегодняшней реальной жизни и быть источником нашего духовного
роста. И уж никак не станешь думать, что праздники эти — все скучные и
серьезные, окунувшись в веселье еврейских праздников, такое, как маскарад в
Пурим (в первую очередь для взрослых, а не для детей), зажигание ханукальных
свечей и игру в дрэйдел, хороводы в Симхас Тору или поиск афикомана в Песах...
«Новогодняя елка» язычников и/или христиан не
несет никакого смысла или источника вдохновения для ассимилированного еврея.
Загадал желание с боем часов... а через несколько дней от этого и памяти не
осталось...
Пророк Йеремиягу предостерегает: «Не учитесь
от путей других народов и не пугайтесь знаков на небесах, как народы эти
испуганы ими. Обычаи этих народов ничего не стоят; рубят они деревья в лесу, и
мастер обрабатывает их долотом. Они украшают их серебром и золотом; они
закрепляют их молотком и гвоздями, так что бы они не шатались... И нет в них
никакого проку.» (Йермиягу 10:2-5)
У «русского еврея» возникает вопрос— я русский
или еврей. Но если для поколения выходцев и Советского Союза еще существует
некая система ценностей, не связанная ни с какой религией, то где найти
ориентир для их детей? Стиль жизни родителей и частично их система ценностей
станут своего рода религией для их детей. И новогодняя елка будет неотъемлемой
частью этой «религии». Если они (не дай Б-г) не станут искать другую религию,
где с елочкой все в порядке... Так давайте вспомним, что была у наших прадедов
четкая система ориентиров в жизни, сохранившаяся сегодня у религиозных евреев.
Давайте откопаем этот компас, который мы пытались выбросить на «свалку
истории», и подарим его нашим детям.
Источник: http://www.migdal.ru
No comments:
Post a Comment