Для поднятия души Эти Сары
бат Ицхак
Песах или чудесное освобождение евреев из египетского рабства. О чудесах, связанных с этим событием, подробно говорится в Торе. Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы.
Песах или чудесное освобождение евреев из египетского рабства. О чудесах, связанных с этим событием, подробно говорится в Торе. Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы.
В последнем поколении несравненно возросло число и размах
археологических раскопок во всех местах, где жил наш народ и великие люди
Танаха. В результате было совершено много открытий, подтверждающих ошибку тех
теоретиков, которые утверждали, что многие факты, приведенные в Торе, требуют
пересмотра и уточнения.
Практически, все находки в местах, связанных с Танахом и
описанных в нем, опровергали предвзятые представления «критиков» Торы и
доказывая истинность ее слов. В этой статье мы остановимся только на нескольких
примерах, имеющих отношение к одному критическому периоду жизни нашего народа —
времени порабощения евреев в Египте.
В этом периоде выделяют четыре этапа:
1. Нисхождение в Египет из Кнаана вслед за возвышением
Йосефа в доме фараона.
2. Рабство после смерти Йосефа.
3. Десять наказаний египетского народа, посланных
Всевышним, чтобы освободить евреев.
4. Выход из Египта.
Теперь сравним описание этих четырех этапов в Торе и в
документах, найденных археологами.
ВОСХОЖДЕНИЕ ЙОСЕФА К ВЛАСТИ В ЕГИПТЕ
(БРЕЙШИТ, 41)
«И сказал Йосеф фараону: сон у фараона один...А теперь
пусть найдет себе фараон человека, понимающего и мудрого, и поставит его над
Египтом... ... И фараон сказал своим слугам: «Да найдем ли мы где-нибудь такого
человека как он, в котором дух Божий?» И фараон сказал Йосефу... и фараон снял
свой перстень с руки, и надел его на руку Йосефу, и надел на него одежду из
виссона, и цепь золотую возложил ему на шею. И велел везти его на колеснице
второго после царя, которая стала его, и выкрикивать перед ним «Аврех». И
поставил он его над всем Египтом».
В книге Мировая Энциклопедия Танаха (стр. 207) приводится
цитата из египетского папируса (1, столбец 57, строки 1-9), где рассказывается
о человеке из Земли Израиля, который достиг величия в Египте, считался очень
мудрым и управлял египетским народом с большой мудростью.
Согласно содержанию папируса, а также хронологии, ученые
установили, что в этом документе о Йосефе (Брейшит, 41) рассказывает его
современник-египтянин.
А вот цитата из книги «Танах как история» (стр. 91):
«Имя египтянина, которому был продан Йосеф, — Потифар
(Брейшит, 37:36), имя характерное и известное в Египте. Возведение Йосефа на
пост второго после царя точно соответствует протоколу этой церемонии. Он был
одет в льняную одежду, в соответствии со своим высоким положением, на палец ему
был надет перстень-печать фараона, и еще ему дали одежду из дорогой ткани и
золотую цепь (Брейшит, 41:42). В точности так изображают художники на стенах и
плитках всякое празднество по поводу назначения какого-либо сановника на пост».
НАРОД ИЗРАИЛЯ ПОРАБОЩЕН В ЕГИПТЕ
(ШМОТ, 1)
«И поработили египтяне Сынов Израиля тяжкой работой. И
отравляли им жизнь тяжкой работой с глиной и кирпичами».
В могиле одного из египтян, министра фараона, есть
рисунки, среди них изготовление кирпичей рабами под руководством надсмотрщиков.
Этот рисунок описан в книге «Танах как история» (стр. 108):
«Прежде всего бросается в глаза светлая кожа рабов,
одетых в короткие туники. Кожа надсмотрщиков несравненно темнее. Светлокожие
выглядят семитами, но никак не египтянами».
Кроме того, там приводится перевод надписи на одном из
рисунков, это прямая речь одного надсмотрщика: «В моей руке палка. Чтобы не
ленились».
ДЕСЯТЬ КАЗНЕЙ
(ШМОТ, 7-12)
Существует папирус, который свидетельствует, что в Египте
было десять казней. Этот папирус, написанный египтянином, современником этих
событий, по имени Ипувер, хранится в Лейденском музее в Голландии. Его номер в
каталоге - триста сорок четыре.
Папирус написан с двух сторон и насчитывает семнадцать
столбцов. В большинстве столбцов по четырнадцать строк. В первом столбце их
осталось только три. Столбцы 16-19 повреждены особенно сильно, и все столбцы
повреждены по краю верхних и нижних полей. Все же оставшегося вполне
достаточно, чтобы сообщить о катастрофах, которые описывает автор папируса!
Профессор Имануэль Великовский первый указал на сходство
описаний папируса и Торы. По духу папируса ясно, что его писали не как поэму
или пророчество о будущем, а как горестное свидетельство о недавнем прошлом и
настоящем. По мнению профессора Великовского, известного специалиста по
хронологии египетских царств, весь рассказ относится точно ко времени выхода
еврейского народа из Египта, согласно датам, принятым в еврейской традиции.
Этот папирус — буквальный отчет «с места событий».
ПАПИРУС ИПУВЕРА
Непосредственное свидетельство очевидца египтянина об
исходе из Египта
Вот несколько параллелей между строками Торы и описанием
папируса.
КНИГА ШМОТ ПАПИРУС ИПУВЕРА
И превратилась вся вода в Ниле в Река стала кровью (2:10)
кровь (7:20)
И была кровь во всем Египте Бедствия по всей стране...
(7:21) Всюду кровь (2:5)
И воссмердела река (7:21) Людям омерзительно пить, сыны
И копали все египтяне вокруг человеческие жаждут воды
(2:10).
реки (чтобы найти) воду для И это наша вода? И это наше
питья, потому что не могли пить богатство? Что делать?
Все ру-
воду из Нила (7:24). шится...(3:10-13)
Вот, рука Бога будет на скоте, Все животные - сердце их
плачет,
который в поле, на конях, на коровы мычат...(5:5)
ослах, на верблюдах, на коровах
и мелком скоте — мор очень
тяжелый... (9:3)
ослах, на верблюдах, на коровах
и мелком скоте — мор очень
тяжелый... (9:3)
И направил Моше посох свой к Деревья уничтожены... (4:14)
небу, и послал Бог раскаты грома
и град, и огонь разливался по Да, ворота, колонны и стены
земле... И был град и огонь, пла- поглотил огонь...(2:10)
менеющий среди града...
И побил град на всей земле Плачет Египет. Царский дворец
Египетской все, что было в поле без изобилия, без плодов,
без
от человека до скота, и всю траву хлеба...
полевую побил град, и все деревья
(9:23-25).
И налетела саранча... И пожрала Да, уничтожено все, что
еще
всю траву на земле и все плоды на вчера было видно. Земля
оста-
деревьях, которые оставил град лась пустой утомленной,
как
(10:14,15). после уборки льна (5:12)
И не осталось никакой зелени на Нет ни фруктов, ни
овощей...
деревьях и на траве полевой во Голод... (6:11)
всей земле Египетской (10:15).
всей земле Египетской (10:15).
И встал фараон ночью, сам и все И был великий плач в
Египте...
рабы его и все египтяне. И был Стон слышится по всей земле,
вопль великий в Египте, ибо не перемешиваясь с
причитаниями...
было дома, где бы не было мерт- (5:14)
вого (12:30).
вого (12:30).
ИСХОД ИЗ ЕГИПТА
(ШМОТ, 13)
В том же папирусе египтянин Ипувер рассказывает о «враге
страны» и с огромным удивлением пишет о высоком пламени, шествующем перед ними,
чему он сам был свидетелем. Приведем соответствующие отрывки из Торы и
лейденского папируса.
КНИГА ШМОТ
ПАПИРУС ИПУВЕРА
И было, когда отпустил фараон Смотри! Огонь поднялся
высоко-
народ... и Господь шел перед ними высоко, и факел его
идет напротив
днем в столпе облачном, чтобы врагов страны.
облегчить им дорогу, а ночью в
столпе огня, чтобы им светить
(13:21).
«Папирус Ипувера» был приобретен Лейденским музеем
(Голландия) в 1828 году. Его номер в музейном каталоге – 344. Факсимиле было
впервые напечатано в 1846 году.
Источник: toldot.ru/
No comments:
Post a Comment