Tuesday, November 1, 2016

Недельная глава Ноах

Для поднятия души Эти Сары бат Ицхак

В недельной главе Ноах все человечество проходит через два крупных кризиса. Первый – это всемирный Потоп – катастрофа, уничтожившая не только все человечество, но и всех сухопутных животных, за исключением спасшихся в ковчеге Ноаха и благодаря этому оставшихся в живых людей и животных.  Второй – «поколение раздела»  – тотальное рассеивание всего человечества по всем концам света после разрушения Вавилонской башни. А в недельной главе Берешит рассказывается о другом переломе, который является изгнанием из Райского сада после греха Адама и Хавы (Евы). Итак, перед нами уже три кризиса.
При общем взгляде на все Пятикнижие Моисеево, видно, что, кроме этих трех первых кризисов из книги Берешит, основными событиями Торы, о которых рассказывается как об одном большом кризисе и последующем выходе из него, являются спуск в Египет и Египетское рабство, а затем и Исход из Египта. Важно понять, что, подобно тому, как львиная доля Торы занята исправлениемкризиса Египетского изгнания, этот кризис с самого начала предназначен для того, чтобы достичь пика, который последует за ним, и таким образом исправятся и все предыдущие кризисы, которые на самом деле возникли для того, чтобы привести в конечном итоге к более совершенной реальности.
Постараемся глубже понять, что собой представляют эти четыре кризиса, поскольку создается впечатление, что они являются моделями, прототипами, различных видов кризисов, которые могут возникать как у отдельных людей, так и в жизни всего еврейского народа в целом, и в истории всего человечества.

Кризис первый: потеря мечты
Первый кризис является потерей мечты. Для нас Рай (ган Эден) – это другой мир, похожий на мир мечты. Однако ясно, что в Торе ган Эден – это не только аллегория, но и конкретная реальность, там были деревья, мужчина и женщина и змей. Но факт тот, что Райский сад еще не обнаружен ни в каком месте земного шара – никакими сверхчувствительными приборами его нельзя нигде обнаружить (в том числе и JPS…), и никто еще не видел фотографию херувимов, ограняющих Древо Жизни. Видимо, ган Эден находится в другом измерении нашей реальности, вход в которое для нас пока прегражден. Точно также можно сказать, что до греха Адама (первого человека) и до его изгнания из ган Эдена, наш мир еще не существовал, еще не было дороги, ведущей из ган Эдена в те места на земле, которые сегодня можно найти на географической карте.  Это выражено намеком в стихе: «И никакого полевого растения еще не росло на земле… и человека еще не было» – реальность такова, что она «еще не», существовал лишь предварительный мир, но без человека. И только после греха картина изменяется: ган Эден стал существовать в теории, а наш земной мир стал реальностью. Аризаль говорит (на языке Каббалы), что до греха Адама тогдашняя реальность была  выше сегодняшней реальности на четырнадцать ступеней – вне досягаемости нашей руки (יד = 14).
Наши мечты – это утопия – реальность идеальная и лишь теоретическая. Но истина в том, что эта фантазия создалась и была, и сегодня она играет очень важную роль в нашем сознании. Мы живем в этом мире, но на самом деле мы «не отсюда», мы все были изгнаны из ган Эдена. Однако не нужно предаваться ностальгии и жить как во сне, а действовать в создавшейся ситуации, действовать «вовне», так как теперь здесь наше место:  «И выслал его Ãвайе, Б-г, из сада Еденского – обрабатывать землю, из которой он был создан». И это начало исправления!
В жизни каждого из нас отправной точкой является изгнание из ган Эдена. Душа была изгнана из утопического мира мечты, где она пребывала, и ударилась о землю суровой реальности, хорошо знакомой нам. С этого момента, вся наша жизнь посвящена реабилитации от этой травмы разрушенной мечты. В этой истории, как в ган Эдене, есть катализатор высылки, роль которого играет змей – злое начало. Когда змею удается вмешаться, наша начальная невинность исчезает, и мы оказываемся изгнанными на землю чуждой и жестокой жизни, теперь мы должны работать и состязаться с трудностями, учиться выходить из этого кризиса (нечто подобное можно сказать и о периоде детства – что это рай, потерянный для всех нас).
Кризис второй: гибель мира
 Кризис второй – гибель мира. Адам сказал: «Я был изгнан из рая», но Ноах не говорит об изгнании и переходе в другую реальность, а о гибели: «у меня разрушился мой мир». Хотя до Потопа мир не был самым приятным местом для проживания в нем, но, разумеется, он и не был утопией, а местом обитания людей и животных, шумных городов с бурлящей в них жизнью – и вот теперь повсюду пустота, страшная тишина повисла в воздухе, и только одна небольшая семья, прожившая в ковчеге целый год среди зверей, должна сейчас начать все сначала. Не каждый обязан пройти через такой кризис, но многие люди могут рассказать о том мире, который был у них разрушен. Например, человек, который потерял всю свою семью. А теперь, после потопа, произошедшего в его личной жизни, он должен все начать с нуля. Это в самом деле очень сложная задача и необходимо мобилизовать много душевных сил, чтобы начать ее выполнять – ведь очень заманчиво уйти от реальности, запить и валяться в шатре, как Ноах … Но выбора нет, это был старый мир, он разрушен и больше не существует, а ты остался, чтобы на его руинах построить новый мир. Предыдущее поколение ушло, утонуло в водах потопа, а ты был частью того поколения, – и ты сможешь все исправить, при условии, что будешь смотреть вперед. Не нужно ходить далеко за примерами: не может не поражать, когда видишь так много евреев, которые пережили страшную катастрофу европейского еврейства в период второй мировой войны, потеряв все, что было им дорого, а после разрухи, воспрянув духом, смогли построить заново свою жизнь.
Кризис третий: рассеивание
 Третий кризис – рассеивание. В поколении раздела у всех людей был «один язык и речи единые», все проживали в одном месте, было одно большое общество. Наказание, послужившее началом кризиса поколения раскола, было не смерть или разрушение мира, но просто рассеивание: «И рассеял их Ãвайе оттуда по лицу всей земли», и с этого начался момента раскол между людьми. Вместо одной нации теперь появилось семьдесят наций – каждая со своим уникальным языком, своей страной и своей культурой. Возможно, этот кризис кому-то покажется гораздо более легким, чем изгнание из ган Эдена или гибель всего мира, но это не совсем так: социальная структура полностью изменилась и это несколько похоже на современную алию в Израиль или другую страну.
Что такое исправление рассеянного мира? Является ли разобщенность нашей целью? Сразу после потопа в конце этой недельной главы появляется Авраам Авину (и согласно подсчетам мудрецов, Авраам даже жил во времена строительства Вавилонской башни, причем он, вероятно, был единственным противником строительства этой башни). Авраам, а вслед за ним Ицхак и Яаков, несут человечеству весть об необходимости исправления мира. «Когда Всевышний давал уделы народам, разделяя людей [при рассеянии поколения раздела], установил он границы народов по числу сынов Израиля». Три праотца, с которых начинается еврейский народ, приведут к полному, а не воображаемому единству (которое якобы достигается заключением мира между народами без участия Всевышнего), единству, в центре которого стоит избранный народ, показывающий всему миру, что «Б-г один и Имя Его едино».
Не трудно найти вновь повторяющийся кризис рассеяния поколения раскола в современном мире: сплоченное и единое общество начинает распадаться на разные группы, и вместо существовавшей когда-то позитивной созидательной связи, все начинают говорить на разных языках. Настолько, что единственной «связью» становится бросание камней друг на друга (точно также, как в описании разрушения Вавилонской башни). И на личном уровне можно найти эту рассеянность, когда личность, обладавшая внутренней гармонией, раздираема конфликтами внутри самой себя, и человек, в душе которого был мир, становится духовно рассеянным, и часто он бродит по миру, пытаясь собрать вместе разбросанные осколки самого себя. Все это должно претерпеть изменения, пройдя через нахождение внутреннего стержня единства, как общества в целом, так и каждой отдельной личности.
Кризис четвертый: порабощение
 В последний период жизни нашего праотца Яакова его сыновья вместе с большими семьями спускаются в Египет и уже со следующего поколения начинается их порабощение. Это новый тип кризиса – не разрушение мечты, не гибель мира, и не рассеяние, а изгнание и рабство. Целый народ, 600 тысяч человек, превращается в рабов, и это рабство тотальное – и души, и тела – тяжелая, изнуряющая работа, которая разрушает тело и не дает ни малейшей передышки душе. Становится невозможно спокойно дышать, потому что каждый глоток воздуха и все внимание должно быть посвящено поработителю, пока ты не забываешь, кто ты есть, и вместо того, чтобы быть самим собой, ты весь поглощен совершенно другим менталитетом, чуждым тебе.
Решение проблемы здесь, разумеется, – Исход из Египта, когда помимо всех чудес и знамений наибольшим чудом является сам выход «народа из народа» – в Египте возник и родился народ Израиля. В этой истории обязан быть образ СПАСИТЕЛЯ, Моше Рабейну, который послан вывести еврейский народ из Египта, и должна быть цель и предназначение у всего этого процесса – Дарование Торы: «когда выведешь этот народ из Египта, вы будете служить Б-гу на этой горе», еще до прибытия на Святую Землю Израиля. Возможно, мы считаем себя свободными людьми, но истина в том, что  так много людей в мире (, а кто нет?) просто порабощены. Главное порабощение – это не просто «старший брат» извне, но заботы безумного мира, в котором мы живем. Заботы, связанные с добыванием средств к существованию, могут сделать человека рабом. И даже если нет проблем с заработком, постоянная тревога и напряжение (вплоть до «стресса») висят на нас, как железное бремя, мы – вечно озабоченное поколение. Именно о этом сказали мудрецы, что бремя власти и бремя труда не оставляют место для бремени Торы, у души нет возможности всерьез освободиться от дел, свободно дышать и заниматься по-настоящему важными делами. В дополнение ко всему этому, мы все подвержены влиянию общепринятых норм, в нас проникает дешевая культура (осознанно или неосознанно) и диктует нам мысли и стиль поведения – наш поработитель –современный надсмотрщик с широкой улыбкой и кнутом из золота …
Кризисы в современной еврейской истории
 С помощью модели из четырех кризисов мы можем дать короткое толкование процессов, оказывающих влияние на народ Израиля в последнее время:
Мир еврейской диаспоры, еврейский городок, старый и добрый (местечко), он похож на ушедшую мечту. О еврейском местечке можно читать симпатичные и яркие, полные жизни, описания (начиная с книги воспоминаний  Предыдущего Ребе (Сефер зихронот) и до рассказов Агнона и картин Шагала), и складывается впечатление, что там описывается относительно утопически-сказочный мир мечты с запахом ган Эдена (хотя, конечно, не все там было хорошо). Но эта мечта была разрушена. Еще до катастрофы европейского еврейства в местечках начался страшный духовный развал. В этой истории роль змея играло движение «Просвещение» (, соблазнявшего отведать вкус Древа Познания) и евреи внезапно оказались за пределами Эдемского сада, запах старого идишкайта  изчез, теплица взломана, и злые ветры проникли вовнутрь. Мы уже никогда не сможем вернуться в то местечко, которое существовало до войны. Наша задача теперь – поправить то, что возможно, в современном мире.
Второй кризис – это, конечно, ужасная катастрофа, когда весь еврейский мир был разрушен, целые общины просто стерты с лица земли, и уцелевшие от гибели должны были начинать с нуля, как после потопа. Главная задача – не сдаваться и понять, что, если мне удалось чудом выжить (даже если и не знаю, чем я это заслужил), моя цель теперь – смотреть вперед и строить новый мир.
Параллельно с теми процессами, которые еврейский народ пережил в диаспоре, в Израиле стала расти еврейская община. При всем чуде возвращения в Сион – когда община в Израиле, подобно ковчегу Ноаха, была спасена от потопа замечательным Провидением, создание самого государства внешне напоминает разочаровывающее строительство Вавилонской башни; потому что, вместо того, чтобы построить страну на основе Торы и нашего выбора, открыто признавая, что мы с Б-гом, пытаются создать нацию на основе чисто внешнего сотрудничества, намеренно оставив Б-га Израиля  за кадром (таким же было и восприятие действительности большинства строителей Вавилонской башни). Следующий кризис не заставил себя долго ждать: после первых лет, когда чувствовалось единодушие тех, кто «спасся от меча», пришли годы разочарований и национальное единство начало разрушаться, увеличилась поляризация между различными группировками растущей нации, национальный кризис выразился в распространенном повсеместно тяжелом явлении «Йордим», как бы транслирующем: «для чего нам все это нужно?»… Исправление должно идти путем Авраама, Ицхака и Яакова: создать «национальный дом» на основе еврейской уникальности и поднять знамя Торы и веры как флага подлинного еврейского государства.
И наконец, четвертый кризис, в самом разгаре которого мы находимся, это рабство. Мы не всегда чувствуем его – и иногда это самая большая беда, означающая, что мы усвоили чужой менталитет, говорим и думаем «инструментами», заимствованными из чуждой культуры, сковывающей нас и порабощающей. Одним из острейших проявлений этого является опасение типа «что скажут другие народы» – и это, возможно, самый «последовательный» принцип политики всех израильских правительств всех времен… Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, мы должны недвусмысленно говорить о Спасителе – Мелехе Машиахе, открывающем наш рот, чтобы говорить и думать по-еврейски. Он выведет нас из всех порабощений и будет лидером настоящей революции, чтобы нам стать «царством священников и народом святым». Исход из Египетского рабства был «с гордо поднятой головой» на глазах у всех – такова будет и будущая Геула, скоро, в наши дни, и все будет очевидным и ясным. И так же, как Исход из Египта завершился Дарованием Торы, так в период истинной и полной Геулы раскроется новое учение Торы, которое явится раскрытием внутренней сущности той вечной Торы, которую мы получили на горе Синай.
Источник: rabbiginsburgh.ru

No comments:

Post a Comment