Для поднятия души Эти Сары
бат Ицхак
В недельной главе Ноах все человечество проходит через два крупных кризиса. Первый – это всемирный Потоп – катастрофа, уничтожившая не только все человечество, но и всех сухопутных животных, за исключением спасшихся в ковчеге Ноаха и благодаря этому оставшихся в живых людей и животных. Второй – «поколение раздела» – тотальное рассеивание всего человечества по всем концам света после разрушения Вавилонской башни. А в недельной главе Берешит рассказывается о другом переломе, который является изгнанием из Райского сада после греха Адама и Хавы (Евы). Итак, перед нами уже три кризиса.
В недельной главе Ноах все человечество проходит через два крупных кризиса. Первый – это всемирный Потоп – катастрофа, уничтожившая не только все человечество, но и всех сухопутных животных, за исключением спасшихся в ковчеге Ноаха и благодаря этому оставшихся в живых людей и животных. Второй – «поколение раздела» – тотальное рассеивание всего человечества по всем концам света после разрушения Вавилонской башни. А в недельной главе Берешит рассказывается о другом переломе, который является изгнанием из Райского сада после греха Адама и Хавы (Евы). Итак, перед нами уже три кризиса.
При общем взгляде на все Пятикнижие Моисеево, видно, что, кроме этих трех
первых кризисов из книги Берешит, основными событиями Торы, о которых
рассказывается как об одном большом кризисе и последующем выходе из него,
являются спуск в Египет и Египетское рабство, а затем и Исход из Египта. Важно
понять, что, подобно тому, как львиная доля Торы занята исправлениемкризиса Египетского изгнания, этот кризис с самого начала предназначен для
того, чтобы достичь пика, который последует за ним, и таким образом исправятся
и все предыдущие кризисы, которые на самом деле возникли для того, чтобы
привести в конечном итоге к более совершенной реальности.
Постараемся глубже понять, что собой представляют эти четыре кризиса,
поскольку создается впечатление, что они являются моделями, прототипами,
различных видов кризисов, которые могут возникать как у отдельных людей, так и
в жизни всего еврейского народа в целом, и в истории всего человечества.
Кризис первый: потеря мечты
Первый кризис является потерей мечты. Для нас Рай (ган
Эден) – это другой мир, похожий на мир мечты. Однако ясно, что в
Торе ган Эден – это не только аллегория, но и конкретная
реальность, там были деревья, мужчина и женщина и змей. Но факт тот, что
Райский сад еще не обнаружен ни в каком месте земного шара – никакими
сверхчувствительными приборами его нельзя нигде обнаружить (в том числе и JPS…), и никто еще не видел фотографию херувимов, ограняющих Древо Жизни.
Видимо, ган Эден находится в другом измерении нашей реальности,
вход в которое для нас пока прегражден. Точно также можно сказать, что до греха
Адама (первого человека) и до его изгнания из ган Эдена, наш мир еще не существовал, еще не было дороги, ведущей из ган Эдена в те места на земле, которые сегодня можно
найти на географической карте. Это выражено намеком в стихе: «И никакого
полевого растения еще не росло на земле… и человека еще не было» – реальность
такова, что она «еще не», существовал лишь предварительный мир, но без
человека. И только после греха картина изменяется: ган Эден стал существовать в теории, а наш земной мир
стал реальностью. Аризаль говорит (на языке Каббалы), что до греха Адама
тогдашняя реальность была выше сегодняшней реальности на четырнадцать
ступеней – вне досягаемости нашей руки (יד = 14).
Наши мечты – это утопия – реальность идеальная и лишь теоретическая. Но
истина в том, что эта фантазия создалась и была, и сегодня она играет очень
важную роль в нашем сознании. Мы живем в этом мире, но на самом деле мы «не
отсюда», мы все были изгнаны из ган Эдена. Однако не нужно
предаваться ностальгии и жить как во сне, а действовать в создавшейся ситуации,
действовать «вовне», так как теперь здесь наше место: «И выслал его Ãвайе, Б-г, из сада Еденского – обрабатывать землю, из которой он был создан». И
это начало исправления!
В жизни каждого из нас отправной точкой является изгнание из ган Эдена. Душа была изгнана из утопического мира мечты, где она пребывала, и
ударилась о землю суровой реальности, хорошо знакомой нам. С этого момента, вся
наша жизнь посвящена реабилитации от этой травмы разрушенной мечты. В этой
истории, как в ган Эдене, есть катализатор
высылки, роль которого играет змей – злое начало. Когда змею удается вмешаться,
наша начальная невинность исчезает, и мы оказываемся изгнанными на землю чуждой
и жестокой жизни, теперь мы должны работать и состязаться с трудностями,
учиться выходить из этого кризиса (нечто подобное можно сказать и о периоде
детства – что это рай, потерянный для всех нас).
Кризис второй: гибель мира
Кризис второй – гибель мира. Адам сказал: «Я был изгнан из рая», но
Ноах не говорит об изгнании и переходе в другую реальность, а о гибели: «у меня
разрушился мой мир». Хотя до Потопа мир не был самым приятным местом для
проживания в нем, но, разумеется, он и не был утопией, а местом обитания людей
и животных, шумных городов с бурлящей в них жизнью – и вот теперь повсюду
пустота, страшная тишина повисла в воздухе, и только одна небольшая семья,
прожившая в ковчеге целый год среди зверей, должна сейчас начать все сначала.
Не каждый обязан пройти через такой кризис, но многие люди могут рассказать о
том мире, который был у них разрушен. Например, человек, который потерял всю
свою семью. А теперь, после потопа, произошедшего в его личной жизни, он должен
все начать с нуля. Это в самом деле очень сложная задача и необходимо
мобилизовать много душевных сил, чтобы начать ее выполнять – ведь очень
заманчиво уйти от реальности, запить и валяться в шатре, как Ноах … Но выбора
нет, это был старый мир, он разрушен и больше не существует, а ты остался,
чтобы на его руинах построить новый мир. Предыдущее поколение ушло, утонуло в
водах потопа, а ты был частью того поколения, – и ты сможешь все исправить, при
условии, что будешь смотреть вперед. Не нужно ходить далеко за примерами: не
может не поражать, когда видишь так много евреев, которые пережили страшную
катастрофу европейского еврейства в период второй мировой войны, потеряв все,
что было им дорого, а после разрухи, воспрянув духом, смогли построить заново
свою жизнь.
Кризис третий: рассеивание
Третий кризис – рассеивание. В поколении
раздела у всех людей был «один язык и речи единые», все проживали в одном
месте, было одно большое общество. Наказание, послужившее началом кризиса
поколения раскола, было не смерть или разрушение мира, но просто рассеивание:
«И рассеял их Ãвайе оттуда по лицу всей земли», и с этого начался момента раскол между людьми.
Вместо одной нации теперь появилось семьдесят наций – каждая со своим
уникальным языком, своей страной и своей культурой. Возможно, этот кризис
кому-то покажется гораздо более легким, чем изгнание из ган Эдена или гибель всего мира, но это не совсем так:
социальная структура полностью изменилась и это несколько похоже на современную алию в Израиль или другую страну.
Что такое исправление рассеянного мира? Является ли разобщенность нашей
целью? Сразу после потопа в конце этой недельной главы появляется Авраам Авину
(и согласно подсчетам мудрецов, Авраам даже жил во времена строительства
Вавилонской башни, причем он, вероятно, был единственным противником
строительства этой башни). Авраам, а вслед за ним Ицхак и Яаков, несут
человечеству весть об необходимости исправления мира. «Когда Всевышний давал
уделы народам, разделяя людей [при рассеянии поколения раздела], установил он
границы народов по числу сынов Израиля». Три праотца, с которых начинается
еврейский народ, приведут к полному, а не воображаемому единству (которое якобы
достигается заключением мира между народами без участия Всевышнего), единству,
в центре которого стоит избранный народ, показывающий всему миру, что «Б-г один
и Имя Его едино».
Не трудно найти вновь повторяющийся кризис рассеяния поколения раскола в
современном мире: сплоченное и единое общество начинает распадаться на разные
группы, и вместо существовавшей когда-то позитивной созидательной связи, все
начинают говорить на разных языках. Настолько, что единственной «связью»
становится бросание камней друг на друга (точно также, как в описании
разрушения Вавилонской башни). И на личном уровне можно найти эту рассеянность,
когда личность, обладавшая внутренней гармонией, раздираема конфликтами внутри
самой себя, и человек, в душе которого был мир, становится духовно рассеянным,
и часто он бродит по миру, пытаясь собрать вместе разбросанные осколки самого
себя. Все это должно претерпеть изменения, пройдя через нахождение внутреннего
стержня единства, как общества в целом, так и каждой отдельной личности.
Кризис четвертый: порабощение
В последний период жизни нашего праотца Яакова
его сыновья вместе с большими семьями спускаются в Египет и уже со следующего
поколения начинается их порабощение. Это новый тип кризиса – не разрушение
мечты, не гибель мира, и не рассеяние, а изгнание и рабство. Целый народ, 600
тысяч человек, превращается в рабов, и это рабство тотальное – и души, и тела –
тяжелая, изнуряющая работа, которая разрушает тело и не дает ни малейшей
передышки душе. Становится невозможно спокойно дышать, потому что каждый глоток
воздуха и все внимание должно быть посвящено поработителю, пока ты не
забываешь, кто ты есть, и вместо того, чтобы быть самим собой, ты весь поглощен
совершенно другим менталитетом, чуждым тебе.
Решение проблемы здесь, разумеется, – Исход из Египта, когда помимо всех
чудес и знамений наибольшим чудом является сам выход «народа из народа» – в
Египте возник и родился народ Израиля. В этой истории обязан быть образ
СПАСИТЕЛЯ, Моше Рабейну, который послан вывести еврейский народ из Египта, и
должна быть цель и предназначение у всего этого процесса – Дарование Торы:
«когда выведешь этот народ из Египта, вы будете служить Б-гу на этой горе», еще
до прибытия на Святую Землю Израиля. Возможно, мы считаем себя свободными
людьми, но истина в том, что так много людей в мире (, а кто нет?) просто
порабощены. Главное порабощение – это не просто «старший брат» извне, но заботы
безумного мира, в котором мы живем. Заботы, связанные с добыванием средств к
существованию, могут сделать человека рабом. И даже если нет проблем с
заработком, постоянная тревога и напряжение (вплоть до «стресса») висят на нас,
как железное бремя, мы – вечно озабоченное поколение. Именно о этом сказали
мудрецы, что бремя власти и бремя труда не оставляют место для бремени Торы, у
души нет возможности всерьез освободиться от дел, свободно дышать и заниматься
по-настоящему важными делами. В дополнение ко всему этому, мы все подвержены
влиянию общепринятых норм, в нас проникает дешевая культура (осознанно или
неосознанно) и диктует нам мысли и стиль поведения – наш поработитель
–современный надсмотрщик с широкой улыбкой и кнутом из золота …
Кризисы в современной еврейской истории
С помощью модели из четырех кризисов мы можем
дать короткое толкование процессов, оказывающих влияние на народ Израиля в
последнее время:
Мир еврейской диаспоры, еврейский городок, старый и добрый (местечко), он
похож на ушедшую мечту. О еврейском местечке можно читать симпатичные и яркие,
полные жизни, описания (начиная с книги воспоминаний Предыдущего Ребе (Сефер зихронот) и до рассказов Агнона
и картин Шагала), и складывается впечатление, что там описывается относительно
утопически-сказочный мир мечты с запахом ган Эдена (хотя, конечно, не все там было хорошо). Но
эта мечта была разрушена. Еще до катастрофы европейского еврейства в местечках
начался страшный духовный развал. В этой истории роль змея играло движение
«Просвещение» (, соблазнявшего отведать вкус Древа Познания) и евреи внезапно оказались
за пределами Эдемского сада, запах старого идишкайта изчез, теплица взломана, и злые ветры проникли
вовнутрь. Мы уже никогда не сможем вернуться в то местечко, которое
существовало до войны. Наша задача теперь – поправить то, что возможно, в современном
мире.
Второй кризис – это, конечно, ужасная катастрофа, когда весь еврейский мир
был разрушен, целые общины просто стерты с лица земли, и уцелевшие от гибели
должны были начинать с нуля, как после потопа. Главная задача – не сдаваться и
понять, что, если мне удалось чудом выжить (даже если и не знаю, чем я это
заслужил), моя цель теперь – смотреть вперед и строить новый мир.
Параллельно с теми процессами, которые еврейский народ пережил в диаспоре,
в Израиле стала расти еврейская община. При всем чуде возвращения в Сион –
когда община в Израиле, подобно ковчегу Ноаха, была спасена от потопа
замечательным Провидением, создание самого государства внешне напоминает
разочаровывающее строительство Вавилонской башни; потому что, вместо того,
чтобы построить страну на основе Торы и нашего выбора, открыто признавая, что
мы с Б-гом, пытаются создать нацию на основе чисто внешнего сотрудничества,
намеренно оставив Б-га Израиля за кадром (таким же было и восприятие
действительности большинства строителей Вавилонской башни). Следующий кризис не
заставил себя долго ждать: после первых лет, когда чувствовалось единодушие
тех, кто «спасся от меча», пришли годы разочарований и национальное единство
начало разрушаться, увеличилась поляризация между различными группировками
растущей нации, национальный кризис выразился в распространенном повсеместно
тяжелом явлении «Йордим», как бы транслирующем: «для чего нам все
это нужно?»… Исправление должно идти путем Авраама, Ицхака и Яакова: создать
«национальный дом» на основе еврейской уникальности и поднять знамя Торы и веры
как флага подлинного еврейского государства.
И наконец, четвертый кризис, в самом разгаре которого мы находимся, это
рабство. Мы не всегда чувствуем его – и иногда это самая большая беда,
означающая, что мы усвоили чужой менталитет, говорим и думаем «инструментами»,
заимствованными из чуждой культуры, сковывающей нас и порабощающей. Одним из
острейших проявлений этого является опасение типа «что скажут другие народы» –
и это, возможно, самый «последовательный» принцип политики всех израильских
правительств всех времен… Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, мы должны
недвусмысленно говорить о Спасителе – Мелехе Машиахе, открывающем наш рот, чтобы говорить и думать по-еврейски. Он
выведет нас из всех порабощений и будет лидером настоящей революции, чтобы нам
стать «царством священников и народом святым». Исход из Египетского рабства был
«с гордо поднятой головой» на глазах у всех – такова будет и будущая Геула,
скоро, в наши дни, и все будет очевидным и ясным. И так же, как Исход из Египта
завершился Дарованием Торы, так в период истинной и полной Геулы раскроется
новое учение Торы, которое явится раскрытием внутренней сущности той вечной
Торы, которую мы получили на горе Синай.
Источник: rabbiginsburgh.ru
No comments:
Post a Comment