Для поднятия души Эти Сары
бат Ицхак
В недельной главе «Вайера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании – Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама – требовании Б-га принести в жертву Ицхака.
В недельной главе «Вайера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании – Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама – требовании Б-га принести в жертву Ицхака.
Недельная глава Торы “Вайера” (“Явился…”) начинается с подробного обещания,
данного в нескольких этапах в трёх стихах:
“Потому скажи сынам Исраэля: Я Ãвайе, и выведу Я вас из-под ига
египтян, и избавлю вас от порабощения их, и спасу вас мощью великой и страшными карами; И возьму вас
Мне народом, и буду вам Б-гом, и узнаете вы, что Я – Ãвайе, Б-г ваш, Который
выводит вас из-под ига Египта; И приведу вас на землю, которую Я поклялся
отдать Аврааму, Ицхаку и Яакову, и отдам ее в наследие вам! Я - Ãвайе “.
Как известно, наши мудрецы перечисляют здесь “четыре этапа избавления” “и
выведу, и избавлю, и спасу, и возьму“, в память о которых было постановлено
выпивать на пасхальном седере четыре бокала вина. В другом источнике речь идёт
о пятом этапе, “и приведу” (поэтому существует мнение, согласно которому есть
заповедь выпивать на пасхальном седере пятый бокал в память об этом этапе Геулы).
Но если посмотрим внимательно, увидим семь этапов Геулы: “и выведу, и избавлю,
и спасу, и возьму, и буду, и узнаете вы, и приведу“, три в первом стихе, три во
втором стихе и последний в третьем стихе.
Семь определений – семь атрибутов
Проведем само собой напрашивающееся соответствие между этими семью этапами
и семьюсфирот Всевышнего, от хеседа до малхута, по порядку сверху вниз: “и
выведу” соответствует хеседу – уже сам выход из Египта является величайшей милостью,
которую Всевышний оказал нам. “И избавлю” соответствует гвуре – поскольку
избавление означает обособление и выделение из теснин Египта, происходящее под
воздействием мощи Всевышнего силой гвуры. “И спасу” соответствует тиферету – то
есть гармонии, которая подобна туловищу, соединяющему все концы, и объясняется
в Каббале, что сама Геула из Египта рождает тиферет на основе милосердия.
Три первых этапа фигурируют в одном стихе, так как объединены в одну группу
эмоциональных свойств души (сокращённо хагат), которые достигают проявления
своего совершенства в тиферет (проявления хасадим в тиферет).
Три следующих этапа из второго стиха
соответствуют трём сфирот нецах –hод – йесод: “И возьму вас
Мне народом, и буду вам Б-гом” – соответствуют паре нецах – hод, в “и возьму” подчёркивается высшая сила Всевышнего, действующая в нас,
а в “и буду” отмечается наше порабощение. Сфира нецах имеет ‘мужской’ характер
и является влияющей сфирой (“он в нецахе“), а hод – ‘женской’ и
получающей влияние (“она в hоде“). Согласно простому
смыслу, “и возьму” относится к Дарованию Торы – и подходит к тому, что согласно
Каббале проявление хохмы (мудрости) в сердце – в сфире нецах, являющейся
свойством Моше Рабейну, посредством которого была дарована Тора (“Тора с
мудростью была дарована”). Таким образом, “и буду” особенно подходит для Аарона
первосвященника, соответствующего сфире hод. “И узнаете вы, что Я –
Ãвайе, Б-г ваш“ соответствует йесоду – поскольку йесод продолжает даат, и
действие соединения йесода называется познанием (“и Адам познал Хаву,
жену свою”).
И последний этап, в отдельном стихе “И приведу
[вас на землю]” соответствует малхуту – поскольку вообще любая земля, и земля
Израиля в частности соответствует малхуту.
Заповедь познания
Итак, этап “И узнаете вы” является исключением
из всех остальных этапов тем, что только он обращается к нам и не говорит о
Всевышнем – поэтому его можно истолковать как заповедь и не только как
обещание. И действительно в разделе “Раая меемна” (в святой книге Зоар)
объясняется, что эта заповедь, определяемая как первая заповедь – познание Б-га
“общим путём”, то есть без подробностей (поскольку более подробное познание
приходит только на более позднем этапе).
В “Раая
меемна“ объясняется ещё, что этой заповеди познания отведена центральная роль в
период Геулы, потому что только когда мы познаем Творца, мы можем постигать
чудеса, которые Всевышний совершает для нас, и правильно их трактовать. Это
очень важный урок в наши дни: в последнем поколении Б-г делает нам великие
чудеса, но, к сожалению, мы еще не знаем, как их правильно распознавать. Мы
должны познавать Творца, и тогда сможем постигать его чудеса, и удостоимся
того, что “Я покажу вам чудеса, подобные тем, что были при вашем выходе из
земли Египта”.
Источник: rabbiginsburgh.ru; breslev.co.il
No comments:
Post a Comment