Monday, February 1, 2016

Недельная глава Мишпатим

Для поднятия души Эти Сары бат Ицхак
В недельной главе Мишпатим мы переходим от Десяти Речений, общих Заповедей, данных в Синайском откровении и описанных в главе Итро, к конкретным законам еврейского кодекса: законам о рабах, гражданских исках, ответственности «охранника», и многое другое.
В предыдущей главе мы читали о Даровании Торы – единственном и неповторимом в истории человечества раскрытии Б-га людям, одновременно торжественном и пугающем, ничего подобного которому не было никогда.
И вдруг – крутой поворот: в главе Мишпатим рассматриваются конкретные детальные законы, большинство из которых относится к тяжбам между людьми и различным преступлениям; так из высших миров мы спустились в самый низ – «мир преступности»…
Уже во время акта Дарования Торы на горе Синай мы получили определенные конкретные заповеди, служащие сосудами для большого света (как описано в главе Итро), но эти заповеди были даны в общем виде, т.е. без деталей, необходимых для правильного исполнения законов. Так, например, написано в Десяти Речениях: «Не укради», общий запрет, а в главе Мишпатим описаны все законы о ворах, двойной платеж вора за кражу, которая находится у укравшего, платеж в четыре и пять раз больший при продаже украденного скота или забое его, закон о пойманном в подкопе, закон о правильном отношении к герам, к сироте и вдове и другие подробности, написанные в Письменной Торе, а также многие другие подробности, данные в Устной Торе.

Итак, тут есть два аспекта Торы: один – возвышенный и общий, а другой – конкретный и юридический. Мы можем встретить людей, которые очень любят изучать тему Дарования Торы и, слушая Десять Речений, они с наслаждением «вдыхают омолаживающий горный воздух», но когда дело доходит до главы Мишпатим, изучение имущественных законов может буквально причинить им головную боль… С другой стороны, есть люди, которые очень любят правовые дискуссии, а Дарование Торы они оставляют на праздник Шавуот, чтобы было что рассказывать детям за праздничным столом…
В действительности, однако, несмотря на то, что оба аспекта непохожи друг на друга, между ним существует единство, и они представляют собой две стороны того же совершенства. Это  подчеркивает Тора, начиная с факта, что глава Мишпатим следует сразу за главой Итро, по словам мудрецов:  «И вот законы, которые ты изложишь перед ними» – Выражение «И вот»[соединяющее «И» намекает на связь с предыдущей главой – главой Итро] прибавляет, присоединяет к предыдущему (то есть указывает, что это является продолжением. В данном случае следует понимать: как предыдущие (Десять Речений) с Синая, так и эти с Синая (Раши).
Как они связаны между собой?
Дарование Торы – проявление неограниченности
 В хасидизме сказано, что при Даровании Торы проявилась бесконечная сила неограниченности Творца. Так сказали мудрецы: «Когда Святой Благословенный даровал Тору, Он раскрыл перед ними семь Небес, как верхние, так и нижние, и увидели все, что Он Единственный». Все границы в мире были разорваны, чтобы показать единство Б-га, что он полностью «без границ», абсолютно бесконечен, «без начала, без конца». Нашему ограниченному разуму трудно понять что-либо «безграничное». Например, мы можем представить себе миллион миллионов звезд во Вселенной, но не можем даже вообразить бесконечное число (ведь достаточно того, что мы начнем его считать, чтобы оно стал конечным с одной стороны …). И все же произошло чудо на горе Синай, когда весь мир затаил дыхание и почувствовал прикосновение Бесконечного, открытие Безграничного.
Во время нашего ежедневного изучения Торы мы тоже можем прикоснуться к этой стороне бесконечного. Мы это делаем при изучении внутренней, сокровенной части Торы, Каббалы и хасидизма. Эта сторона Торы в основном занимается Самим «дающим Тору» – Святым Благословенным, который сокрыт от глаз всего живого и все же мы узнаём о Нем и об Его проявлениях к нам. Тот, кто чувствует, что глава Итро производит на него более сильное впечатление, чем глава Мишпатим, видимо ближе к сокровенной части Торы, больше к изучению хасидизма и меньше к изучению Талмуда.
Границы безграничного
 Если Дарование Торы в главе Итро является «проявлением бесконечной силы неограниченности», то изложение законов в главе Мишпатим является «проявлением бесконечной силы ограничения». Но чтобы лучше понять эти слова, мы должны коснуться, хотя бы вкратце, одной из глубоких тем хасидизма:
На первый взгляд, если говорить о бесконечном и неограниченном, никакие ограничения и детали не имеют к нему отношения, поскольку любая подробность или деталь (ограниченная и конечная сама по себе), противоречит, фактически, самой сути определения абсолютной бесконечности.
Бесконечный не имеет конца, безграничный не имеет границ.
Но если это так, то выходит, что, в конце концов, мы ведем речь об ограниченном бесконечном, так как он ограничен хотя бы тем, что не может вписаться в границы! Другими словами, наш мысленный эксперимент показывает, что не может быть ничего поистине безграничного, поскольку само понятие «безграничный» содержит в себе внутреннее противоречие. Безграничный ограничен тем, что не содержит в себе термин «граница» …
Запутались? Делать нечего, наш разум не в состоянии проникнуть глубже.
Вот тут приходят мудрецы Каббалы и учат нас, что у Святого Благословенного есть как сила неограниченности, так и сила ограничения. Если Всевышний только безграничен, стало быть, у Него есть недостаток, у Него чего-то нет: он БЕЗ-граничен. Но поскольку ЛЮБОЙ недостаток не может иметь отношения в Его совершенству, т.е. Он выше ЛЮБОГО недостатка, то, несомненно, у Него есть также и сила ограниченности (скажем более остро: у Него обязательно должна быть «возможность недостатка» как условие АБСОЛЮТНОГО совершенства!). Тот факт, чтоБесконечный Б-г сотворил конечный мир, означает, что у Него есть также сила ограниченности и ограничения. Такое можно сказать только если мы смотрим на знакомые определения, сформулированные нашим разумом как бы «сверху» и «извне», и понимаем, что Суть Всевышнего невозможно втиснуть ни в какие знакомые нам
шаблоны разума, и она в состоянии вмещать в себе как интегральное целое полные противоположности, как бесконечная сила неограниченности, так и бесконечная сила ограничения
Сила ограничения заложена в законах Торы
Теперь снова вернемся к главе Мишпатим, в надежде, что мы хоть немного ухватили эти понятия (не волнуйтесь, никто их не понимает до конца…).
Изучение открытой части Торы, вершина которой заключается в главе Мишпатим, имущественные законы – это проявление бесконечной силы ограничения. Тот, кто занимается разбором, тщательным выяснением деталей Закона, Ãлахи, изучая Талмуд, книги ришоним и ахроним, Шулхан Арух, сборник раввинских респонсов вплоть до обязательных к исполнению конкретных деталей Ãлахи – погружен в силу ограничения, присутствующую в  Торе. Законы Торы не являются лишь второстепенными, необходимыми для нормального функционирования общества, но и раскрытием другой стороны совершенства самой Торы и совершенства Самого Дающего Тору. «Как предыдущие (Десять Речений) с Синая, так и эти с Синая»: при Даровании Торы проявилась сила неограниченности, раскрылась сокровенная часть Торы, нистар, а в главе Мишпатим проявляется сила ограничения, нигле, открытая часть Торы, а сокровенное, раскрытое ранее, вновь становится сокровенным.
То есть, сокровенная и открытая части Торы являются двумя сторонами одного и того же единства. В самом деле, настоящие мудрецы Торы всех времен «держались» за обе стороны единства одновременно, но обычно одна из сторон была видимой и открытой, а другая сторона была более скрытой. Так, например, рассказывают об одном из величайших каббалистов, что в гостиной его дома было много книг по Каббале, однако в одной из его внутренних комнат была большая библиотека книг, принадлежащих к открытой части Торы (нигле). Книги по Каббале были у него в нигле (открытой для посторонних части дома), а и книги нигле находились в нистар(внутренней части дома). И наоборот: у многих крупнейших раввинов, специалистов в нигле, есть в глубине доме большая библиотека книг по Каббале, которые они глубоко изучают. Внешне они «люди нигле», а в глубине они «люди нистар».
Важной задачей нашего времени при изучении Торы является задача объединения нигле инистара. Внимательно изучать Талмуд и Шулхан Арух, сочетая эту учебу с изучением сокровенной части Торы во всех ее составляющих: находить нистар в нигле, соединять главу Мишпатим с главой Итро, обнаруживая каждый раз заново, что это все – с Синая!
Источник: rabbiginsburgh.ru

No comments:

Post a Comment