Для поднятия души Эти Сары
бат Ицхак
События, с которых начинается глава Трума, как бы представляют собой заголовок для всех последующих глав, до конца книги Шмот, описывающих построение Скинии Завета и ее оборудования. В этой главе есть два повеления: о принятии возношения-пожертвования и построении Скинии и ее принадлежностей.
События, с которых начинается глава Трума, как бы представляют собой заголовок для всех последующих глав, до конца книги Шмот, описывающих построение Скинии Завета и ее оборудования. В этой главе есть два повеления: о принятии возношения-пожертвования и построении Скинии и ее принадлежностей.
На первый взгляд, второе повеление куда более
важное, чем первое, кажущееся относительно второстепенным. Но при внимательном
изучении строф вырисовывается иная картина. Вначале следует повеление: “И
возьмите Мне возношение”, а затем детально перечисляются все материалы,
добровольно приносимые в Скинию: “золото, серебро и медь” и т.д., и только в
конце есть повеление о постройке Скинии: “И постройте Мне Святилище, и Я буду
обитать среди них”. Но создается впечатление, что повеление о пожертвовании
имеет самостоятельное значение. И неслучайно, что глава так и называется Трума. Итак, здесь есть два похожих повеления: “И возьмите Мне возношение” и “И
постройте Мне Святилище”.
Бежать вверх
Чтобы понять связь между этими двумя
повелениями, обратимся к строфам из Зоара, цитируемым в Тании (в главе 47) на
строфу: “И возьмите Мне возношение” – “Мне, то есть Меня”. Как будто бы
посредством приношения мы берем Всевышнего! Но что это значит?
Одним из наиболее важных понятий сокровенной
Торы является понятие “бежит и возвращается” (рацо вешов) –
фраза, взятая из описания ангелов в Маасе-Меркава (Б-жественной Колеснице) в
пророчестве Йехезкеля: “И «животные» эти носятся туда и обратно”. Это движение
не только характерно для ангелов, называемых “святыми животными”, но и имеет
отношение к нашим людским душам. Оно подобно движению маятника, взад и вперед,
взад и вперед – вначале устремляемся вверх, испытывая огромную жажду к высшему
Источнику, от которого все исходит, к Святому Благословенному. А затем
возвращаемся обратно, в наш нижний мир, и снова бежим вверх, и снова
возвращаемся обратно, и так до бесконечности. Причем это колебание туда (рацо)
и обратно (шов)
является неизменным атрибутом нашей жизни, ее пульсом (подобно переменному току
в электричестве).
Возношение для Скинии сопровождается движением
души вверх – рацо. Само слово Трума происходит от леhарим, поднимать, как написано о принесении
возношения: “каждый, жертвующий (буквально: поднимающий, меhарим) деньги” – человек, приносящий пожертвование,
поднимает тем самым (в духовном смысле) вверх свою душу в полной преданности
Б-гу. Ведь, давая деньги, мы как бы отдаем себя (зарабатывая деньги, мы
вкладываем в работу часть своей жизненной энергии: “[Вкладывая силы] души
приносит он хлеб свой [в семью]“, поскольку деньги предназначены для
поддержания нашей жизни). В нашей главе сказано: “От каждого человека, чье
сердце пожертвует” – пожертвование сопровождается движением сердца,
стремящегося к Всевышнему и страстно желающего приблизиться к Нему.
Направление рацо – стрелка указывает наверх, когда душа
стремится буквально к бесконечности, к такому высокому уровню, которому
невозможно дать определение или назвать его каким-либо именем, выше всех
сотворенных миров, выше даже всех тех Имен, которыми называют Всевышнего –
прямо к самой сущности Святого Благословенного! Это иллюстрация потрясающего
высказывания из Зоара, что посредством трумы мы “берем” Всевышнего – душа стремится и поднимается буквально «до Б-га»,
испытывая глубокое чувство, что “нет никого, кроме Него” и “Б-г – это все, что
есть”.
Вернуться вниз
Если позволить душе устремляться вверх к бесконечности, она просто
исчезнет, перестанет существовать, “растворившись” в верхнем Источнике, подобно
капле, влившейся в большое море, или искре, упавшей в костер. Это действительно
огромное наслаждение для души, но тут “на сцену выступает” сам Творец и
разворачивает направление этого мощного порыва вниз, веля душе: вернись
обратно! Как парадоксально говорит книга Йецира: “если твое сердце рвется вверх – вернись на место обратно". Этот
душевный порыв играет очень важную роль, при условии, что он заранее содержит в
себе возможность вернуться назад в нижнюю реальность, где наше место, и
раскрыть здесь свое предназначение.
Цель всего Творения: чтобы "создать Ему Благословенному обитель в этом
нижнем мире" (образно говоря, Всевышний до сих пор "ходит"
бездомным в ожидании, когда мы, наконец, построим Ему Дом). И это второе
повеление в этой главе: "И постройте Мне Святилище, и Я буду обитать среди
них". Все огромные силы, вложенные в возношения, все страстное устремление
сердца ввысь используйте сейчас для постройки из них Скинии Завета и ее
принадлежностей, изготовьте все необходимое для того, чтобы через них и в них
было явное Б-жественное Присутствие в нашем нижнем мире. На самом деле такое
Б-жественное Присутствие в нижнем мире чудо еще более удивительное, чем
стремление души вверх, к её Источнику. Потому что гораздо проще сделать битуль,
отказавшись от всего ради Всевышнего (ведь кроме Него ничего вообще не
существует – "рацо вверх"), чем находиться внизу, в этом
мире, в Доме тридцать на десять локтей (размеры Скинии). И в нем прибывает
Б-жественная Шхина, то есть в самой реальности мира чувствуется Присутствие Б-га. После того,
как сердце устремляется вверх, ему велят спускаться вниз, показывая ему, что в
нём самом и есть Присутствие Б-га: "и Я буду обитать среди них" – написано во множественном числе: "в каждом сыне и каждой
дочери Израиля" (если бег вверх означает "Б-г есть всё", то
спуск вниз подразумевает "всё есть Б-г ").
Источник: rabbiginsburgh.ru
No comments:
Post a Comment