Tuesday, June 4, 2013

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА "КОРАХ"

Наша недельная глава называется "Корах" по имени главного действующего лица - Кораха СЫНа ИЦhАРА, СЫНа КЕhАТА, СЫНа ЛЕВИ.Который поднял бунт против вождя еврейского народа - Моше Рабейну. Великий комментатор "Ор ахаим акодош" спрашивает как Корах не побоялся пойти против Моше,ведь его (Кораха) могли бы побить камнями? Ответ на вопрос дают первые строки нашей главы - СЫНа КЕhАТА тоесть Корах выполнял почетную работу в храме - перенос арон а кодеш и он был самый именитый из сынов КЕhАТА. Дальше он был сыном Леви - отделенного колена и простой народ нечего не мог возразить.И последние события с Израильским народом резко изменили сетуацию, когда они прибыли в пустыню Паран, горели огнем в Тавъэре (Бамидбар 11:1-3) и умирали в Киврот хаТеева (33-34), после того как они уже провинились с соглядатаями, и главы колен умерли перед Господом, и весь народ был обречен умереть в пустыне, тогда народ стал озлобляться и некоторые начали сомневаться в мудрости Моше и в его лидерстве. Моше ведь не молился за народ после греха соглядатаев… Именно этот момент Корах и использовал для организации мятежа, и не зря упоминал он в своем подстрекательстве к бунту, что Моше вывел народ из Египта, чтобы “умертвить в пустыне” (16:13). Он стремился разжечь недовольство, чтобы привлечь народ на свою сторону. Тора не сообщает нам подробностей, не рассказывает, как именно Корах этого добился. Мидраш реконструирует события с помощью стихов из псалмов: “Счастлив человек, который не ходил по совету нечестивых, и на пути грешников не стоял, и в собрании насмешников не сидел” (Техиллим 1:1). Комментируя этот стих, мидраш Шохер Тов говорит: “в собрании насмешников” - это Корах, который высмеивал Моше и Аарона. Что же сделал Корах? Он собрал собрание, как сказано: . «И СОБРАЛ ПРОТИВ НИХ КОРАХ ВСЕ ОБЩЕСТВО У ВХОДА В ШАТЕР ОТКРОВЕНИЯ, И ЯВИЛАСЬ СЛАВА БОГА ВСЕМУ ОБЩЕСТВУ» (Бамидбар 16:19) и начал говорить пренебрежительные слова, насмехаясь над Моше и Аароном. И вот что он говорил: “Была в моей округе вдова, и у нее были две дочери - сироты и одно поле. Пошла она распахивать его - Моше сказал ей: «НЕ ПАШИ НА БЫКЕ И ОСЛЕ ВМЕСТЕ» (Дварим 22:10). Она хотела его засеять - он сказал ей: «ПОЛЯ ТВОЕГО НЕ ЗАСЕВАЙ ЗЕРНОМ РАЗНОРОДНЫМ» (Ваикра 19:19). Когда же она стала жать, он сказал: оставь бедным отдельные колоски (“лекет”), забытые снопы (“шехиха”) и край своего поля (”пеа”). А когда хотела молотить, он сказал: отдели трумот, а также первую и вторую десятину. Она не хотела нарушать закон Всевышнего и отдала ему. И что же было дальше? Бедная женщина продала свое поле и не вырученные деньги купила двух овечек, надеясь пользоваться их шерстью и другими продуктами. Как только у них родились ягнята, пришел Аарон и сказал: “Отдай мне первенцев, поскольку сказал Святой, да будет Он благословен: «ВСЕХ ПЕРВЕНЦЕВ, КОТОРЫЕ РОДЯТСЯ У КРУПНОГО И МЕЛКОГО СКОТА ТВОЕГО, САМЦОВ, ПОСВЯЩАЙ БОГУ, ВСЕСИЛЬНОМУ ТВОЕМУ» (Дварим 15:19). И тут не хотела она нарушать закон Всевышнего и отдала ему приплод. Пришло время стричь овец и она остригла их шерсть - пришел Аарон и сказал: «НАЧАТКИ ОТ ХЛЕБА ТВОЕГО, ВИНА ТВОЕГО И ОЛИВКОВОГО МАСЛА ТВОЕГО, НАЧАЛЬНУЮ ЧАСТЬ СТРИЖКИ ОВЕЦ ТВОИХ ОТДАЙ ЕМУ (коhену)» (Дварим 18:4). И тогда она сказала, нет у меня сил противостоять этому человеку, лучше уж я зарежу овечек и съем их мясо. Но как только она зарезала их, пришел Аарон и сказал: “теперь дай мне ПЛЕЧО, ЧЕЛЮСТИ И ЖЕЛУДОК (Дварим 18:3)”. Тогда она сказала: даже и теперь, когда я их зарезала, все равно я от него не избавилась! Раз так, я посвящу их Господу, и провозглашу их “херем”, запрещенным для меня. Но Аарон ей сказал: в таком случае это все мое, поскольку сказал Святой, да будет Он благословен: «ВСЕ ПОСВЯЩЕННОЕ В ИЗРАИЛЕ ТЕБЕ ПРИНАДЛЕЖИТ.» (Бамидбар 18:14). И он взял их и ушел, а она осталась плакать со своими дочерьми. Вот такая участь постигла эту несчастную женщину! И все это они делали, ссылаясь на заповеди Святого, да будет Он благословен!“ Эти слова представляют Тору в искаженном свете. Как и во всех поколениях, во все времена, народ пытаются побудить к бунту демагогией. Мы видим в этих реконструированных словах Кораха ее традиционные приемы. Во-первых, эта явно обвиняющая история не содержит никакой конструктивной критики закона, никакой обоснованной полемики - только рассказ о трудностях конкретного человека, пострадавшего в своей личной жизни от строгостей закона. Конечно же, героиней подобного рассказа должна была стать вдова. То есть, персонаж, вызывающий у всех сочувствие. Чье сердце устоит перед страданиями бедной вдовы? Но законы Торы не знают милосердия… Во-вторых, история эта умалчивает о том, что та же несчастная, угнетаемая и притесняемая законами Торы вдова является, наряду с сиротой и пришельцем, также и предметом особой заботы Торы, которая содержит множество защищающих ее законов: «НЕ БЕРИ В ЗАЛОГ ОДЕЖДЫ ВДОВЫ” (Дварим 24:17), «НИ ВДОВЫ НИКАКОЙ, НИ СИРОТЫ НЕ ПРИТЕСНЯЙТЕ» (Шмот 22:21). Если вдова состоятельна, она, действительно, как и все евреи, должна отдавать бедным “лекет”, “шехиха” и ”пеа” - но если она бедна, ей же как раз и отдадут это: «КОГДА ЖАТЬ БУДЕШЬ НА ПОЛЕ СВОЕМ И ЗАБУДЕШЬ СНОП НА ПОЛЕ, НЕ ВОЗВРАЩАЙСЯ, ЧТОБЫ ВЗЯТЬ ЕГО: ДЛЯ ПРИШЕЛЬЦА, СИРОТЫ И ВДОВЫ ПУСТЬ БУДЕТ ОН, ЧТОБЫ БЛАГОСЛОВИЛ ТЕБЯ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ВО ВСЯКОМ ДЕЛЕ РУК ТВОИХ. /20/ КОГДА ОБИВАТЬ БУДЕШЬ МАСЛИНУ ТВОЮ, НЕ ОБИРАЙ ЗА СОБОЮ ОСТАВШИХСЯ ПЛОДОВ: ДЛЯ ПРИШЕЛЬЦА, СИРОТЫ И ВДОВЫ ПУСТЬ БУДЕТ ЭТО» (Дварим 24:19-20) Как всякий демагог, Корах подчеркивает то, что ему выгодно и замалчивает невыгодное: он говорит об обязанностях и совсем не упоминает права. Так же, как налогоплательщик видит иной раз в налогах только бремя и забывает о том. что взамен он получает услуги здравоохранения, системы образования и т.п. - так и Корах описывает Тору как набор сплошных требований, которые отягощают человека и ничего не приносят ему взамен. В-третьих, Корах пользуется и другим известным приемом демагогов - оружием личных выпадов. Законодательная и исполнительная власть под видом верности Всевышнему требуют того, что выгодно им… То есть, виновата не Тора, а Моше и Аарон, которые исказили ее в угоду своим интересам.

No comments:

Post a Comment