Tuesday, June 18, 2013

Недельная глава Балак

Когда вышедшие из пустыни сыны Израиля приблизились к стране Моав, ее царь Балак обратился за помощью к известному магу Биламу (Валааму), чтобы тот проклял еврейский народ. Б-г явился в ночном видении к Биламу и запретил ему говорить проклятия, но Билам после некоторых колебаний все же отправился к Балаку. По дороге посланный Б-гом ангел с огненным мечом преграждает дорогу Биламу, который едет на ослице, но Билам не видит ангела, не понимает вынужденных маневров ослицы и бьет ее за «упрямство». И тогда «отверз Б-г уста ослицы». «Валаамова ослица» укоряет Билама за непонимание и жестокость: ведь она спасает ему жизнь. В тот же момент «прозревший» Билам видит, наконец, ангела, который сообщает ему, что можно и чего нельзя говорить о евреях. Наконец, Билам прибывает к Балаку, и царь Моава проводит тщательную подготовку к ритуалу проклятия в надежде, что гость словами уничтожит ненавистных евреев. Но результат получается обратный: трижды Билам пытался изречь проклятия в состоянии провидческого транса, и все три раза его уста произносили только благословения. Разочарованный Балак отсылает Билама домой. Тем временем, евреи начинают распутничать с моавитянками и поклоняться их идолам. Б-г насылает мор на грешников. Лидер колена Шимона на глазах у всех евреев вводит в свой шатер мидьянскую принцессу, и внук Аарона коэн Пинхас пронзает обоих копьем. Повальная эпидемия сразу прекращается. От нее умерли 24 тысячи человек. История о Биламе ставит перед нами немало вопросов. Некоторые из них мы уже обсуждали ранее. На этот раз мы займемся вопросом, который задает Абарбанель: почему Всевышний не дал Биламу проклясть евреев? Какое значение имеет его проклятие, если Господь Сам благословил Свой народ миром? Тора совсем не верит в колдовство и гадание. Это языческие божества ограничены в своей силе оккультными законами. Они не могут противостоять заклинанию, снять действие проклятия. Но не таков удел Яакова. Даже Билам и сам был вынужден это признать: «Нет ворожбы в Яакове» (Бамидбар 23:23) Вся наша глава развенчивает предрассудки и верования в магические действия. В этом – смысл истории с ослицей. Билам шел проклинать устами своим целый народ. И вот он, пророк и провидец, который претендовал на то, что он постиг тайны времен, - он не смог увидеть даже то, что видела его ослица! Глупейшее из животных противостояло мудрейшему из людей. И как только она заговорила, он остановился в ошеломлении (Бамидбар Раба 20, 12). И это придает еще большую силу нашему первоначальному вопросу. В самом деле, какое значение может иметь проклятие такой личности? Почему важно было превратить его в благословение? Некоторые комментаторы полагают, что это было сделано специально для того, чтобы преподнести Биламу урок, показать ему, что он не может распоряжаться своими собственными словами. Никакие магические ритуалы (строительство семи жертвенников и т.п.) не смогут возобладать над волей Высшего Властелина. Билам может произнести только те слова, которые вложит ему в уста Всевышний, даже если они будут противоречить тому, что он сам хотел бы сказать. Другие комментаторы, впрочем, считают, что проклятия превратились в благословения не столько для того, чтобы научить чему-то Билама, сколько для блага Израиля. Нуждался ли Израиль в благословении Билама? Ведь только Всевышний является истинным источниом всех благословений, и Он-то как раз благословил Израиль! На этот вопрос они отвечают так: действительно, слова Билама, на зло ли или во благо, не имеют никакой объхективной силы. Только от Всевышнего зависит – придет на народ милость или наказание. Но субъективно, в глазах самих евреев, выросших в Египте и воспитанных на вере в колдоство и предрассудках, слова Билама, который считался главным колдуном всех народов, не могли не иметь значительной силы. В таком духе отвечает на наш вопрос Рабби Йосеф ибн Каспи в своей книге “Тират Кесеф” (предисловие, гл. 28): “В проклятии Билама на было никакой самостоятельной силы - ни в самом этом действии, ни в том, кто его производил. Эффект проклятия мог создаваться только теми, кто его получал, то есть, самими евреями. Билам был известным колдуном, о чем свидетельствует текст Торы, а в мире тогда - да и сейчас тоже - прислушивались к словам колдунов и гадателей. Нет смысла спрашивать, почему в это верили Балак и его приспешники, так же как нет смысла и спрашивать, почему Яаков и Эсав придавали такое большое значение благословению отца. Уж если так делали они, так тем более уж евреи тех времен, особенно женщины и дети, были бы глубоко подавлены проклятиями такого знаменитого колдуна, как Билам! Истинный друг постарается избавить ближнего от любых страданий, даже если он знает, что никакой истинной опасности нет. Так же и Всевышний, по великой любви Своей к Израилю, не дал Биламу проклясть его, хоть Он и знал, что в проклятии этом нет никакой силы. Но и на этом Всевышний не остановился. Он заставил Билама благословить народ, чтобы доставить евреям удовольствие, как сказано (Дварим 23:6): «НО НЕ ХОТЕЛ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, СЛУШАТЬ БИЛЬАМА, И ОБРАТИЛ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ПРОКЛЯТИЕ В БЛАГОСЛОВЕНИЕ ТЕБЕ», и почему? - «ИБО ЛЮБИТ ТЕБЯ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ» И сказано также в Книге Иехошуа (24:9-10): «И поднялся Балак… и послал призвать Билама, чтобы проклясть вас. Но не хотел Я слушать Билама; и он даже благословил вас, и избавил Я вас от рук его» Это означает, что Всевышний избавил евреев от того, что сам Билам и некоторые из евреев считали «рукой Билама». И в любом случае, он избавил их от того, чтобы они слышали его проклятие - , по великой любви Своей к Израилю.

No comments:

Post a Comment