Для поднятия души Эти Сары
бат Ицхак
Тора – это пять книг, состоящих из 54 глав. В мире Тора
также известна как «Пятикнижие Моисея». На первый взгляд, такое название
выбрано неверно. Моше Рабейну действительно записал Тору, и он является главным
героем повествования. Но ведь это Тора Всевышнего? В Талмуде сказано (Малахи
3:22): «Помни о Торе Моше, Моего раба». То есть на самом деле Тора принадлежит
Моше? Так и есть. В Талмуде по этому поводу написано следующее: «Он дал Торе
жизнь, и поэтому она получила его имя».
В первой книге Торы – Берейшит – Моше Рабейну не
упоминается. И в этом есть смысл: ведь во времена, которые описывает эта книга,
он еще не родился. Имя Моше появляется только в пятой книге – Дварим. И это
объяснимо: вся книга повествует о речи Моше, которую он произносил в течение 37
дней, передавая заветы Б-га народу Израиля. В 11 главах книги Дварим мы слышим
его голос: «И сказал мне Творец…», «И мы пошли дальше…» (кстати,
остальная часть Торы написана от третьего лица: «И говорил
Всевышний с Моше…», «И Моше поднялся на гору…» и т.д.).
Еще в трех книгах имя Моше появляется в каждой из глав,
иногда даже несколько раз на одной странице. В каждой главе, кроме одной - Тецаве (книга Шмот 27:20-30:10): в ней Моше не
упоминается вообще.
На эту тему существует хороший комментарий Баал Атурима,
объясняющий это тем, что Моше сообщил Всевышнему о грехе Золотого Тельца. Евреи
предались идолопоклонству спустя всего лишь 40 дней после того, как им была
дарована Тора. Всевышний сообщил Моше, что теперь Он собирается уничтожить весь
еврейский народ и создать новый – из потомков Моше. Моше вступился за свой
народ, умоляя Создателя не следовать этому плану: «И потому
простишь ли их? И если нет – сотри меня из книги Твоей, которую Ты написал!» (Шмот
32:32). Вот почему в главе Тецаве Моше не упоминается.
Тем не менее необходимо объяснить еще несколько явлений:
1) Конечно же Всевышний не уничтожил еврейский народ и не
стер из Торы имя Моше. Но почему тогда имени Моше нет в главе Тецаве? Неужели
Творец решил таким образом наказать Моше?
2) Чего хотел достичь Моше в споре с Б-гом? Он пытался
угрожать Ему? Или тот факт, что имени Моше не будет в Торе, мог спасти евреев
от уничтожения?
3) Почему из всех 54-х глав Торы имени Моше нет именно в
Тецаве? Тем более что сам разговор о последствиях греха Золотого Тельца идет в
следующей главе, Ки Тиса!
Книга Зоар рассказывает нам о Б-ге, о Торе и народе
Израиля как о «трех связующих элементах, тесно переплетенных друг с
другом… и каждый из них представляет собой двухуровневый элемент, состоящий из
скрытого и открытого смысла».
О каком «скрытом» и «явном» смысле идет речь? Хасидские
мудрецы объясняли это тем, что Б-г, Тора и евреи связаны на двух уровнях. На
открытом уровне Тора является цепью звена, соединяющего Б-га и евреев. Творец
бесконечен и непостижим, а люди смертны и ограничены. Но Всевышний даровал нам
Свою Тору, которая стала олицетворением Его мудрости и воли; изучая Тору и
исполняя заповеди, мы поддерживаем связь с Б-гом.
На более глубоком уровне, эта связь объясняется немного
по-другому: Б-га и Тору объединяют души Израиля. На этом уровне душа
рассматривается как отблеск Б-жественной сути, а Тора является конечным
продуктом такого единения. Всевышний, будучи бесконечным и непостижимым, не
может напрямую обладать ни мудростью, ни волей. А выражает их он с нашей
помощью.
Иными словами, на открытом уровне евреи, отрицающие Тору,
теряют связь со Всевышним. На скрытом уровне эта связь «нужна» именно Торе. Это
и объясняет причину того, почему Моше настаивал на исключении своего имени из
Торы.
«Тора – это моя жизнь, — говорил
Моше. — Более того,
это моя связь с народом, который я люблю; я их учитель, медиум, передающий волю
Творца. И, несмотря на их грех, моя связь с этим народом не только не ослабла,
но и укрепилась настолько, что если их не будет – не будет и меня. Ведь Тора –
это источник их жизни, а значит и моей. А если их не будет – исчезнет моя связь
с Торой».
Поступки праведников имеют неожиданные последствия:
благодаря этим добрым деяниям, Творец начинает вести себя так же. Слова Моше
побудили Творца к тому, что Он обнаружил и Свою связь с евреями – как открытую,
так и скрытую.
Глава Тецаве описывает самый важный момент в жизни Моше
Рабейну, показывающий его заслуги и их последствия. И, несмотря на то, что его
имя в главе не упоминается, он присутствует в тексте скрыто. И это видно с
первого предложения, открывающего главу. Это обращение Б-га к Моше: «И будешь
повелевать над народом Израиля…» Первое слово – «веата» (и ты) – свидетельствует о том,
что Моше рядом.
Почему же именно Тецаве? Моше родился и покинул этот мир
7 адара. Это число всегда предваряет или идет после чтения недельной главы
Тецаве, что как нельзя лучше подходит к упоминанию Моше в главе, без
произнесения его имени.
Источник: jewish.ru
No comments:
Post a Comment