Thursday, August 13, 2015

Герои Танаха: Моше рабейну

Для поднятия души Эти Сары бат Ицхак
Тора – это пять книг, состоящих из 54 глав. В мире Тора также известна как «Пятикнижие Моисея». На первый взгляд, такое название выбрано неверно. Моше Рабейну действительно записал Тору, и он является главным героем повествования. Но ведь это Тора Всевышнего? В Талмуде сказано (Малахи 3:22): «Помни о Торе Моше, Моего раба». То есть на самом деле Тора принадлежит Моше? Так и есть. В Талмуде по этому поводу написано следующее: «Он дал Торе жизнь, и поэтому она получила его имя».
В первой книге Торы – Берейшит – Моше Рабейну не упоминается. И в этом есть смысл: ведь во времена, которые описывает эта книга, он еще не родился. Имя Моше появляется только в пятой книге – Дварим. И это объяснимо: вся книга повествует о речи Моше, которую он произносил в течение 37 дней, передавая заветы Б-га народу Израиля. В 11 главах книги Дварим мы слышим его голос: «И сказал мне Творец…», «И мы пошли дальше…» (кстати, остальная часть Торы написана от третьего лица: «И говорил Всевышний с Моше…», «И Моше поднялся на гору…» и т.д.).
Еще в трех книгах имя Моше появляется в каждой из глав, иногда даже несколько раз на одной странице. В каждой главе, кроме одной - Тецаве (книга Шмот 27:20-30:10): в ней Моше не упоминается вообще.

На эту тему существует хороший комментарий Баал Атурима, объясняющий это тем, что Моше сообщил Всевышнему о грехе Золотого Тельца. Евреи предались идолопоклонству спустя всего лишь 40 дней после того, как им была дарована Тора. Всевышний сообщил Моше, что теперь Он собирается уничтожить весь еврейский народ и создать новый – из потомков Моше. Моше вступился за свой народ, умоляя Создателя не следовать этому плану: «И потому простишь ли их? И если нет – сотри меня из книги Твоей, которую Ты написал!» (Шмот 32:32). Вот почему в главе Тецаве Моше не упоминается.
Тем не менее необходимо объяснить еще несколько явлений:
1) Конечно же Всевышний не уничтожил еврейский народ и не стер из Торы имя Моше. Но почему тогда имени Моше нет в главе Тецаве? Неужели Творец решил таким образом наказать Моше?
2) Чего хотел достичь Моше в споре с Б-гом? Он пытался угрожать Ему? Или тот факт, что имени Моше не будет в Торе, мог спасти евреев от уничтожения?
3) Почему из всех 54-х глав Торы имени Моше нет именно в Тецаве? Тем более что сам разговор о последствиях греха Золотого Тельца идет в следующей главе, Ки Тиса!
Книга Зоар рассказывает нам о Б-ге, о Торе и народе Израиля как о «трех связующих элементах, тесно переплетенных друг с другом… и каждый из них представляет собой двухуровневый элемент, состоящий из скрытого и открытого смысла».
О каком «скрытом» и «явном» смысле идет речь? Хасидские мудрецы объясняли это тем, что Б-г, Тора и евреи связаны на двух уровнях. На открытом уровне Тора является цепью звена, соединяющего Б-га и евреев. Творец бесконечен и непостижим, а люди смертны и ограничены. Но Всевышний даровал нам Свою Тору, которая стала олицетворением Его мудрости и воли; изучая Тору и исполняя заповеди, мы поддерживаем связь с Б-гом.
На более глубоком уровне, эта связь объясняется немного по-другому: Б-га и Тору объединяют души Израиля. На этом уровне душа рассматривается как отблеск Б-жественной сути, а Тора является конечным продуктом такого единения. Всевышний, будучи бесконечным и непостижимым, не может напрямую обладать ни мудростью, ни волей. А выражает их он с нашей помощью.
Иными словами, на открытом уровне евреи, отрицающие Тору, теряют связь со Всевышним. На скрытом уровне эта связь «нужна» именно Торе. Это и объясняет причину того, почему Моше настаивал на исключении своего имени из Торы.
«Тора – это моя жизнь, — говорил Моше. — Более того, это моя связь с народом, который я люблю; я их учитель, медиум, передающий волю Творца. И, несмотря на их грех, моя связь с этим народом не только не ослабла, но и укрепилась настолько, что если их не будет – не будет и меня. Ведь Тора – это источник их жизни, а значит и моей. А если их не будет – исчезнет моя связь с Торой».
Поступки праведников имеют неожиданные последствия: благодаря этим добрым деяниям, Творец начинает вести себя так же. Слова Моше побудили Творца к тому, что Он обнаружил и Свою связь с евреями – как открытую, так и скрытую.
Глава Тецаве описывает самый важный момент в жизни Моше Рабейну, показывающий его заслуги и их последствия. И, несмотря на то, что его имя в главе не упоминается, он присутствует в тексте скрыто. И это видно с первого предложения, открывающего главу. Это обращение Б-га к Моше: «И будешь повелевать над народом Израиля…» Первое слово – «веата» (и ты) – свидетельствует о том, что Моше рядом.
Почему же именно Тецаве? Моше родился и покинул этот мир 7 адара. Это число всегда предваряет или идет после чтения недельной главы Тецаве, что как нельзя лучше подходит к упоминанию Моше в главе, без произнесения его имени.

Источник: jewish.ru

No comments:

Post a Comment