Wednesday, July 29, 2015

Шма Исраэль

Для поднятия души Эти Сары бат Ицхак
“Слушай, Израиль, Г-сподь – Б-г наш, Г-сподь – один”. Следует понять, к кому мы обращаемся со словами “Слушай, Израиль!” Моисей обращался с этими словами ко всему народу, но к кому обращаемся мы?
Прежде чем ответить на этот вопрос, следует понять, что такое по своей сути еврей и что такое по своей сути изучение Торы, исполнение заповедей и тшува.
Что же является сутью еврея? Это его б-жественная душа, которую вдохнул в него Всевышний. Об этой душе идет речь в молитве: "И Ты вдохнул в меня...". Подобно тому как, прежде чем человек с силой выдыхает воздух из легких, этот воздух является с ним одним целым, так же, прежде чем Всевышний вдохнул душу в человека, она являлась одним целым с Ним. Мысли души были Его мыслями. А что такое "мысли" и "речь" Всевышнего? Это Тора, как сказано многократно в Писании: "говорил Г-сподь" или "сказал Г-сподь", или как говорится в Талмуде "и то и другое – слова Б-га живого".
А в чем суть изучения Торы? Когда человек изучает Тору или молится и размышляет над тем, что он произносит, он связывает свою мысль с мыслью Всевышнего, и в этом состоит суть единения Шхины и Святого, благословен Он. Шхина это душа, как сказано: "И буду пребывать среди вас" или "пребывающий с вами".


А в чем суть заповедей? Слово "заповедь" – "мицва" – происходит от слова "цавта", что означает "связывать вместе". При исполнении заповеди искра святости, заключенная в органе, посредством которого исполняется заповедь, связывается с духовным источником этой искры. Когда же исполняют заповедь благотворительности, то с источником искры святости связывают всего себя целиком. В зарабатывании денег участвуют все 248 органов тела человека, и если заработанными деньгами он "поддерживает дух падших", он связывает всю свою душу и каждый из ее 248 атрибутов с их духовным корнем.
А в чем сущность прегрешения? Есть, например, грехи, наказание за которые – карет. Это когда Б-жественная душа отделяется от еврея, и остается лишь животная душа, коренящаяся в клипе12. Бывают и не такие тяжелые грехи, например, гнев, насмешничество и тому подобное, упаси Б-г. Наказания за них более легкие. Но если их часто повторять, последствия оказываются хуже, чем от совершения грехов, заслуживающих карет. От частого повторения остается более глубокий след в душе.
А в чем сущность тшувы? Слово "тшува" можно прочитать как "ташув Эй" – "возвращение Эй". Буква Эй имени Всевышнего обозначает Шхину. Она также обозначает Б-жественную душу в соответствии с тем, что сказано выше. Что же возвращает букву "Эй"? Мысль. Тшува это не просто раскаяние, о котором сказано "Все грешники полны сожалений", это возвращение к Творцу и единение с Ним посредством произнесения "Шма", изучения Торы и исполнения заповедей. А высшая тшува – это единение Шхины и Святого, благословен Он.
А что означает "Слушай, Израиль"? Слово "слушай" означает также "пойми", а понятие "Израиль" относится к Б-жественной душе. Таким образом весь стих означает "Пойми, душа, что Г-сподь – Б-г". Это та душа, которую Всевышний вдохнул в нас. Окончание стиха провозглашает, что "Он – один", потому что все сущее – одно целое с Ним.
Далее говорится "Люби Г-спода Б-га твоего". А как Его возлюбить? Любовь означает сближение. Всевышнего нужно любить так же, как человек, который любит богатство или какие-то вкусные блюда, пытается сблизиться с объектом любви. А как приблизиться к Всевышнему? Об этом говорится в следующих стихах: "Произноси их" – изучай Тору, "Повяжи их как знак на руку" – исполняй заповеди. Затем сказано "напиши их на косяках..." Все свое имущество человек хранит у себя в доме. На косяки дверей своего дома он прикрепляет мезузы. В мезузе находится молитва "Шма", в которой говорится "Г-сподь – один". Таким образом получается, что все, чем обладает человек, он передает Тому, кто – один, то-есть Всевышнему. Это заповедь благотворительности.
А что означает высказывание наших мудрецов "страдания очищают"?Понятие "очищают" используется в выражении "очистит и отмоет в воде". Чтобы очиститься даже от одного греха, человек должен поститься множество раз. У нас нет сил на такое количество постов. Соответственно, Всевышний посылает страдания, чтобы очистить нас от грехов, и поэтому принимать эти страдания следует с любовью.
Источник: chabad.org

No comments:

Post a Comment