Для поднятия души Эти Сары бат Ицхак
Новый год приближается... Еще одно звено во
временной цепочке нашей жизни. Позади горести и радости, заботы и достижения,
тревоги и надежды, сбывшееся и несбывшееся. А впереди? Годами меряем мы свою
жизнь и жизнь своих детей, своего народа и всего человечества. Ну, а как быть с
точкой отсчета? Свою жизнь мы, разумеется отсчитываем от дня рождения. А жизнь
народа, всего мира?
Рош а-Шана, - это день сотворения первого
человека - Адама, шестой день творения. В Торе - Книге, которую Всевышний
даровал евреям после исхода из Египта, - рассказывается о сотворении Вселенной
- природы и всего живого в ней. Там рассказано и о сотворении Адама, и о жизни
первых поколений людей.
В канун Рош аШана встают до наступления утра
для чтения Слихот и покаянных молитв, стараясь завершить тшуву, ибо это последний находящийся в нашем
распоряжении день перед Днем Суда, когда все создания проходят перед Творцом
как скот перед хозяином. В этот день мы более, чем когда-либо, остерегаемся
обидеть другого человека или иначе согрешить перед ним, и стараемся, чтобы
ничто не отвлекало нас от процесса тшувы.
Вдумаемся: ведь человек, который должен предстать перед судом земного,
смертного царя, непременно испытывает смятение и страх, и ему не придет в
голову заниматься посторонними делами — он всецело поглощен подготовкой к суду
и думает о том, как ему снискать царскую милость и умолить царя о прощении.
Насколько же серьезнее должно быть его поведение, когда он предстает перед
Царем царей. Всевышним, которому известны все тайны сердца.
Грешник, который запоздает с раскаянием,
сделает положенное ему изо дня в день наказание гораздо более тяжелым, ибо он
знает, что разгневал Царя, равно как и то, что существует путь к спасению —
путь тшувы. Несмотря на это, он упорствует в своем
непокорстве, и хотя в любой момент может встать на правильный путь, продолжает
грешить, ибо не боится Его гнева и наказания.
Наши мудрецы учили: «Рассказывают притчу о банде разбойников, которых царь
посадил в тюрьму. Они вырыли подземный ход и выбрались на свободу, но один из
них предпочел остаться в тюрьме. Когда пришел тюремщик и увидел подземный ход,
почти пустую камеру и единственного оставшегося в ней заключенного, он избил
его палкой, говоря при этом: “Жалкий человек! В твоем распоряжении был
подземный ход — почему же ты не поспешил им воспользоваться и не вернул себе
свободу?” Это же можно сказать и о тшуве — “подземном ходе”, находящемся в распоряжении грешника. Если он не хочет
воспользоваться им, то навлекает на себя еще больший гнев».
Существует обычай поститься в канун Рош аШана до полудня. В Мидраше говорится: «За этот пост человеку
прощается треть его грехов». Мы писали об этом в 1-ом томе нашей книги.
В утренней молитве в канун Рош аШана Таханун не читается, однако мы читаем его вместе со Слихот в этот день — даже если Слихот читаются после наступления утра (то есть в
час, когда уже можно читать утреннюю молитву).
Источники: evrey.com; toldot.ru
Источники: evrey.com; toldot.ru
No comments:
Post a Comment