Monday, October 5, 2015

Недельная глава Вэзот Абраха

Для поднятия души Эти Сары бат Ицхак
Последняя глава Торы Вэзот Абраха перечисляет благословения, которые Моше дал каждому из двенадцати колен Израиля перед своей кончиной. Вторя благословениям, которые Яков дал своим сыновьям пять поколений тому назад, Моше наделяет каждое из колен своей индивидуальной ролью внутри общности народа Израиля.
Затем в этой главе говорится о том, что Моше поднялся на гору Нево, с вершины которой он увидел Землю Обетованную. "И умер там Моше, раб Б-жий, в земле Моавитской, по слову Б-га... И никто не знает места погребения его до сего дня". Тора завершается словами: "И не было более пророка в Израиле, как Моше, которого Б-г знал лицом к лицу, по всем знамениям и чудесам... и по руке сильной, и по каждому диву великому, что совершил Моше пред глазами всего Израиля.


Когда Ашем приказал Моше: «Взойди на гору Нево, и там ты умрешь», Ангел Смерти решил, что может забрать душу Моше. Он слетел вниз и парил над Моше. Когда Моше заметил это, он схватил его и вынудил опуститься на землю.
«Ашем уверил меня, что я неподвластен тебе, — сказал Моше. — Стой рядом и слушай, как я благословляю колена». И Моше заставил Ангела Смерти выслушать его благословения.
Ангел Смерти — это другое имя Сатана, не желавшего, чтобы сыны Израиля получили благословения. Моше «связал его», то есть у него была духовная власть помешать Сатану предъявить обвинения евреям, мешающие исполнению благословений.
Моше хотел, чтобы его последним поступком стало благословение евреям. Он начал книгу Дварим с упрека, и в песне Аазину он также упрекал их. Теперь он желал благословить свой народ.
Именно от Моше пророки более поздних времен научились завершать свои содержащие укор поучения словами утешения и благословения народа.
Здесь Тора называет Моше «человек Б-га» (33:1). Это звание даровано ему после того, как он благословил евреев, ибо только тот, кто защищает и восхваляет еврейский народ, будет возвышен Ашемом. Благословения Моше превосходили слова всех праведников до него и даже благословений праотцев, ибо Моше был выше их всех.
«Много дочерей проявило героизм, но ты превзошла их всех» (Мишлей31:29), Писание имеет в виду Моше, который превзошел своих праотцев.
Мидраш иллюстрирует превосходство Моше с помощью воображаемого разговора между ним и великими праведниками прошлого:
Адам говорит Моше: «Я выше тебя, ибо меня сотворил Сам Ашем, а тебя произвели на свет родители».
Моше: «Ты потерял свое величие, согрешив, а Лучи Славы, которыми меня наградил Б-г, никогда не были отняты».
Ноах: «Я более велик, нежели ты, ибо был спасен от Потопа (и стал праотцем всего человечества)».
Моше: «Ты спас себя одного, но не все поколение. Я же спас не только себя, но, когда Б-г пожелал погубить мой народ после греха золотого тельца, спас и их всех тоже».
Авраам: «Я более велик, нежели ты. Я был гостеприимен ко всем странникам».
Моше: «Мои деяния более значительны, ибо я кормил еврейский народ, который обрезан. Более того, ты жил около обитаемых мест, где мог добывать пищу, а я кормил свой народ в пустыне небесным хлебом».
Ицхак: «Я выше тебя. Я положил голову на жертвенник и лицезрел Шехина».
Моше: «Но это зрелище затуманило твой взор. Я же мог говорить с Шехинойлицом к лицу, и мои глаза сохранили свою силу».
Яаков: «Я боролся с ангелом и победил его».
Моше: «Ты боролся с одним ангелом в своих владениях, я же вознесся на Небеса, владение ангелов, и там победил их воинство (ибо они хотели убить меня, дабы не позволить мне получить Тору)».
И сказал Ашем: «Благословения Моше будут самыми благотворными, ибо он ближе ко Мне, нежели все эти праведники. Поэтому пусть он благословит евреев».
Источники: breslev.co.il; chabad.org

No comments:

Post a Comment