Для
поднятия души Эти Сары бат Ицхак
В недельной главе «Толдот» («Родословная») рассказывается о
рождении у Ицхака и Ривки двух сыновей-близнецов – Яакова и Эсава. Сыновья выросли,
и Яаков купил у Эсава первородство. Наступил голод, Ицхак хотел выехать за
пределы Обетованной земли – в Египет, но Б-г обещал ему свое благословение в
этой стране и велел не выезжать (в предыдущей главе мы уже говорили о том,
почему Ицхаку нельзя покидать Эрец-Исраэль). Ицхак копал колодцы и несколько
раз находил воду. Кончается глава тем, что Яаков притворяется Эсавом и получает
благословение отца как первенец.
«И полюбил Ицхак Эйсава, потому что он ел то, что тот приносил ему, а Ривка
любила Яакова». Почему Ицхак любит Эйсава? Неужели он, в самом деле, не знает,
чем занимается его «сокровище»? Почему он хочет благословить именно его, а не
цадика – Яакова? И почему, после того, как Яаков «украл» благословения, Ицхак
соглашается с этим: «Пусть же также благословенным он будет!»?
Кажется, что нет ни одного комментатора на протяжении многих веков, которые
бы не задумывался над этими вопросами, и мы постараемся разобраться в них в
соответствии с хасидским подходом, как обычно.
Ключом к пониманию недельной главы Толдот является образ праотца Ицхака и особый вид его
служения Всевышнему. Чтобы лучше понять это, сравним Ицхака с его отцом
Авраамом.
Авраам – светить
Авраам пришел и осветил мир: «сказал Б-г: до каких пор мир будет пребывать
в темноте? Появись свет!»…«И сказал Б-г: да будет свет!» – это об Аврааме, как
сказано: «Кто осветил справедливостью с востока…» Кочуя, Авраам посвящает всего
себя людям, погруженным в суету и невежество, и обучает их знанию о Творце,
вере и любви – его главной задачей является распространение веры все шире и все
глубже.
А что Авраам сказал бы о самой нижней, физической реальности? Кажется, что
она его вовсе не интересует! Мир сам по себе далек от Б-га, и работа Авраама
заключается в усилении света, добавляя все больше и больше Б-жественного света,
который в любом случае прогонит тьму, потому что «даже немного света изгоняет
много тьмы» и тем более если есть много света… Когда Авраам встречает других
людей, он ощущает себя эмиссаром Б-га, обучающим их Торе, заповедям и добрым
делам. Существует большой мир, и наша задача общаясь с этим миром раскрыть во
всем его Б-жественное единство – сказал бы он.
Если спросим у Авраама: куда нас все это приведет? Как ты думаешь, каким
образом твоя деятельность приведет к полному исправлению и приходу Машиаха? Он
бы сказал: я не знаю точно, как и когда это произойдет, но я знаю, что мы
должны продолжать эту работу, пробуждая всех и просвещая, это самое главное.
Это напоминает слова Машиаха, сказанные Баал-Шем-Тову (описанное в его видении подъема его души в высшую реальность), что он придет, когда «изольются наружу все твои источники» – главное распространять истину!
Это напоминает слова Машиаха, сказанные Баал-Шем-Тову (описанное в его видении подъема его души в высшую реальность), что он придет, когда «изольются наружу все твои источники» – главное распространять истину!
Ицхак – рыть колодцы
Работа Ицхака совершенно иная, настолько иная, что на самом деле не может
не удивлять, что Ицхак – сын Авраама, как сказано в начале главы: «Вот
родословие Ицхака, сына Авраама: Авраам родил Ицхака» – как будто бы
подчеркивается, что, несмотря на огромную разницу между ними, все же Авраам –
отец Ицхака.
Ицхак не странствует по миру, чтобы распространять веру в Б-га и освещать мир,
и создается впечатление, что это его не занимает вообще! Ицхак роет колодцы –
он видит нижнюю реальность, мир и людей, такими, какие они есть в разгар
грубого материализма, и стремится повсюду раскрывать присутствие Б-га. Не
освещать действительность сверху, поскольку даже самый сильный свет освещает
реальность извне и не проникает внутрь ее. Ицхак ощущает высшую реальность,
которая говорит, что «нет ничего, кроме Него», действительно, «все есть Б-г».
И если мир представляется нам реальностью независимой, существующей отдельно от
Всевышнего, – это фата-моргана этого мира, так и носящего название «мир лжи».
Ложь можно опровергнуть только посредством раскрытия истины. Ицхак копает
колодцы и роет глубоко-глубоко, чтобы раскрыть, что земля, которая выглядит
сухой и безжизненной, далекой от Б-жественности, на самом деле прячет внутри
себя источник живой воды – она скрывает самого Б-га.
Ицхак любит Эйсава. Он знает, что его сын Эйсав не большой праведник, он –
человек поля, «рыжая буйная бестия», чувствующий себя как рыба в воде в нижней
грубой реальности, – и это то, что Ицхак любил в нем. Ицхака не особенно
интересуют ангелы (он был знаком с ними еще со времен Акеда), он заинтересован «схватить здоровый ломоть»
грубой материальности и полностью перевернуть его, а не мягко освещать его
сверху. Он стремится раскрыть, что сама эта реальность, «сотворенное Нечто»,
выражает реальность Б-га, который есть единственно «настоящий Нечто». Ицхак
хотел благословить Эйсава, потому что он верил, что сила благословения может
буквально его перевернуть, то есть именно его грубая материальность вскроет
Б-жественность, вызывающую всё к жизни .
Если спросить Ицхака: что ты делаешь ДЛЯ достижения поставленной цели? Он
ответит: я занимаюсь САМОЙ целью! Я хочу, чтобы весь этот мир, включая его
грубую материальность, смог сбросить завесу, отделяющую его от Всевышнего, и
тогда мы во всем сможем увидеть Б-га!
Если Авраам освещает реальность, добавляя в нее свет, то Ицхак ищет главный выключатель, разом превращающий день в ночь.
Если Авраам освещает реальность, добавляя в нее свет, то Ицхак ищет главный выключатель, разом превращающий день в ночь.
Яаков – выбрать «искры»
Чтобы лучше понять происходящее, перейдем к сравнению между Ицхаком и
Яаковом. Яаков – это уже другая история, не копия Авраама и не копия Ицхака.
Яаков пришел в мир не для того, чтобы осветить нашу реальность сверху, подобно
Аврааму. Он также и не копает землю, проникая в нее, чтобы обнаружить во всем
Б-жественность. Яаков занимается выбиранием искр святости. В этом он
похож на Ицхака, они оба заняты самой реальностью и не довольствуются ее
освещением снаружи. Но задача Яакова в том, чтобы найти и собрать как можно
больше «осколков» святости, существующих в мире, искр, упавших в самый низ
реальности и перемешавшихся со скверной. Освободить их и возвысить, отделяя
свет от тьмы.
Хасидизм называет эту работу берур ницоцот и почти вся Тора и заповеди, основа нашей
деятельности в мире, составляют эту работу. Она неизбежно будет длительной и
поэтому необходимо запастись терпением. Подобно тому как Яаков говорит Эйсаву,
вежливо отказываясь от приглашения последнего поторопиться и пойти с ним: «Я буду
продвигаться не торопясь… Пока не приду к господину моему в Сеир» – неспешно и
терпеливо, до тех пор, пока все, что необходимо выбрать, действительно окажется
выбранным, все хорошие моменты (точки) действительности будут собраны.
(Красивый намек: гиматрия אתנהלה לאטי - «продвигаться не торопясь» – равна гиматрии ישראל (Исраэль) – имени, которое Яаков получил перед
этим от ангела Эйсава). Таков план Яакова – план достижения Геулы, долгосрочная
программа, неторопливая, но наверняка, пока вся эта работа не завершится
приходом Машиаха.
Збенг. Решение проблемы одним махом
Но вернемся к Ицхаку. Ицхак не восхищается работой Яакова – поскольку не в
этом он видит цель. Потому что после завершения всей работы по отбору искр
святости, когда уже собраны все хорошие святые искры, окажется, что сама
реальность осталась совсем темной и далекой от Б-га. Более того, теперь в ней
больше нет ничего из того хорошего, что в ней было! И что нам делать со этой
шелухой и мусором, которые мы отбросили в ходе отбора? В конце концов, они
остались не только далекими от Б-га, но и прячущими и скрывающими правду!
Хасидизм говорит, что Ицхак занимается не берур ницоцот, а еще более возвышенной работой – аводат а-йихудимобъединением всей нижней реальности и соединением ее с Творцом.
Как уже было отмечено, Яаков продвигается не торопясь, но Ицхак,
по-видимому, предпочитает использовать метод «быстрых результатов» (збенг
ве-гамарну), – одним ударом превратив реальность во что-то новое. В нашем
случае этот удар – благословение: «и даст тебе Б-г от росы небесной» –
благословение, которое должно было, по замыслу Ицхака, способствовать раскрытию
Б-жественности в самом Эйсаве. Яаков будет по-прежнему сидеть и учить Тору, и
это очень хорошо, но главным событием будет переворот, который произойдет с Эйсавом.
Но тут вдруг смешаны карты. Яаков неожиданно выдвигается на передний план
сцены, а за кулисами Ривка дирижирует всем этим. (У Ривки и Ицхака один и тот
же корень души, и, таким образом, они являют самую идеальную пару в Торе как
прямо сказано, что Ицхак любил Ривку и забавлялся с ней). Ривка знает, какова
цель творения и знает, что сам Ицхак уже живет в будущем мире, где «все есть
Б-г». Но она также знает: чтобы достичь этой цели, необходимо идти путем
Яакова. Нельзя взять Эйсава (такого как он есть) и благословить его, поскольку
благословение не перевернет в нем его грубое начало, он останется таким, каким
и был, а благословение лишь даст ему еще большие силы (збенг ве-логамарну)!
До того, как полностью перевернуть все реальность, из нее необходимо выбрать
искры святости. В ней есть части, которые нужно полностью ликвидировать: «и дух
скверны смету с лица земли». В будущем мы сможем достигнуть уровня Ицхака и сам
Эйсав тоже пройдет исправление – его лучшая часть останется с ним: «и
поднимутся спасители на гору Сион, чтобы судить гору Эйсава». Но пока еще не
пришло это время, мы должны использовать метод Яакова.
Яаков сам это понимает, и он согласен с тем, что в конце концов после
долгого пути, мы достигнем уровня праотца Ицхака. Яаков также признает, что
есть нечто хорошее в его брате Эйсаве, поэтому он надел его одежду: «голос –
голос Яакова, а руки – руки Эйсава». И когда Ицхак понял этот посыл Ривки и
Яакова – он как бы сдается и признаёт: «Да будет он благословен».
Источники: rabbiginsburgh.ru; breslev.co.il
No comments:
Post a Comment