Tuesday, October 29, 2013

Недельная глава Толдот

Авраам завещал своему сыну Ицхаку найти пути исправления мира, однако не указал ему, что следует делать, а тот погрузился в молитву и не предпринимал никаких конкретных действий. Изменения произошли, когда у него родились два близнеца – Эсав и Яаков. Поскольку Эсав появился на свет раньше своего брата, Ицхак решил, что именно на него будет возложена задача исправления мира, несмотря на то, что он меньше был склонен к учебе, ведущей к постижению истины, чем его брат. Сила и хитрость Эсава позволяли надеяться, что, получив благословение Авраама, он сможет добиться власти во всем мире. И, если даже он не сможет раскрыть людям истину и воспитать их, то его правление приведет к тому, что прекратится грубое идолопоклонство, распространенное повсеместно. В пятнадцать лет Эсав отошел от веры Авраама. Он начал склоняться к тому, что Творец не всесилен и человек может использовать действующие в мире силы по своему усмотрению. В это же время он начал строить паны, как добиться власти. Зная тайны учения отца и деда, он решил использовать их, чтобы побеждать сильных мира сего. Ицхака это не остановило. Он решил, что только человек, стремящийся к власти, сможет овладеть ей. И, если человечество в период его правления оставит грубое идолопоклонство, ему будет прощено использование тайн Торы, предназначенных исключительно для постижения Бога. Но Всевышний решил иначе и повернул события так, что благословения Авраама, дающие силы его потомству править над всем миром, получил Яаков, человек, всегда стремившийся к истине и высокой духовности..
Глава начинается своего рода заглавием, определяющим дальнейшее содержание: «Вот родословная Ицхака, сына Авраама» (25:19). Семь предыдущих стихов, которыми мы заканчивали чтение Торы в прошлую субботу, посвящались Ишмаэлю и начинались аналогично: «Вот родословная Ишмаэля, сына Авраама» (25:12). Между двумя отрывками проходит четкая граница, разделяющая две недельные главы. Эту границу провели наши древние учителя, которые разбили текст Хумаша на недельные главы, дав каждой из них название по первым значащим словам. В нашей главе первое значащее слово — толдот, родословная, история, жизнеописание: «Вот жизнеописание Ицхака». Обратите внимание на цифровые обозначения, которыми мы сопроводили обе цитаты. В одном случае стоят числа 25:12, во втором — 25:19. Это значит, что упоминание об Ишмаэле надо искать в 25 главе книги Берешит, в стихе номер 12. Упоминание об Ицхаке — тоже в 25 главе, но чуть ниже, в стихе номер 19. Недельные разделы ввели евреи, а цифровое деление — неевреи, но по причине некоторого удобства евреи переняли его, отмечая номера глав и стихов в печатных изданиях Торы. Так вот, по-еврейски два рассказа — об Ишмаэле и Ицхаке — читаются в разных главах, а согласно нееврейскому разделу — вместе, в одной главе, один за другим. Сделано это неевреями, как отмечают наши учителя, преднамеренно, чтобы показать, что родословная Ишмаэля древнее, главнее родословной еврейского народа. Впрочем, сама Тора с таким мнением не соглашается. Ибо что значат семь скупых стихов с перечислением ряда ничего не говорящих имен из рода Ишмаэля — в сравнении с текстом всего Пятикнижия, посвященного еврейскому народу?

No comments:

Post a Comment