Sunday, May 22, 2016

Лаг ба-Омер



Для поднятия души Эти Сары бат Ицхак
В Лаг ба-Омер (в 2012г. 9-10 мая) мы отмечаем йорцайт   (годовщину смерти) великого мудреца и праведника, раби Шимона бар Йохая (Рашби) [1], автора святой книги «Зоар».
В нескольких местах книги «Зоар»  его ученики восклицают: «Горе поколению, которое потеряло раби Шимона.» Они называют сиротами те поколения, в которых не было праведника  такого масштаба, как их учитель. Талмуд выражается еще более эмоционально, сравнивая день смерти праведника с днем, когда сгорел Храм (Трактат Рош а-шана, 18б). В свете этих высказываний, которые принадлежат величайшим мудрецам нашего народа, непонятно,  чему мы так радуемся в Лаг ба-Омер? Зачем петь,  веселиться, танцевать, разжигать костры?
Раби Нахман из Бреслева объясняет [2], что каждому праведнику присущи два уровня души: один – это тот, который находится с ним в этом мире; а второй – в высшем мире. Высшая душа, в силу своей сущности, не выносит грубости материального мира. Однако перед кончиной праведника высшая душа спускается к низшей, чтобы приветствовать ее. Она несет в себе мудрость высших миров. Нижняя душа радостно устремляется ей навстречу, потому что они являются частями единого целого. Это подобно тому, как огонек свечи устремляется навстречу большому пламени. Соединившись с высшей душой, низшая уже не может оставаться в этом мире. Она должна оставить тело праведника  и подняться в высшие миры, которых праведник удостаивается после смерти.



Обычаи Лаг-Баомера
По традиции, в Лаг-Баомер дети стреляют из лука, так как лук на иврите обозначается тем же словом (кешет), что и радуга, а в течение всей жизни Рашби радуга ни разу не появлялась в небесах. Со времен Потопа радуга, явленная Ною, как знак союза Творца с этим миром, является знаком, предостерегающим о том, что люди могли бы навлеч на себя новую кару, если бы не тот союз. Однако в дни Рашби его заслуги охраняли мир и делали этот знак ненужным.
В некоторых общинах принято в Лаг-Баомер есть плоды рожкового дерева в память о спасении жизни рабби Шимона. На протяжении тринадцати лет Рашби и его сын рабби Злиэзер были вынуждены, скрываясь от римлян, жить в пещере в горах на севере Израиля. У входа в пещеру выросло рожковое дерево, плодами которого рабби Шимон и его сын питались все эти годы.
В день Лаг-Баомер действие всех траурных обычаев периода осчета Омера приостановлено. Разрешены свадьбы, стрижка волос, музыка и т.д.
Источники: breslev.co.il; chabad.org

No comments:

Post a Comment