Для поднятия души Эти Сары бат Ицхак
Для поднятия души Эти Сары бат Ицхак
Глава "Аазину" ("Внемлите") называется
"песнью". Моше провозгласил ее перед сынами Израиля в последний день
своей земной жизни.
Призывая в свидетели небеса и землю, Моше взывает к народу: "Помни дни
древности, помни годы всех поколений, спроси отца твоего, и скажет он тебе,
старцев твоих, и они скажут тебе..." Как Б-г "нашел их в земле
пустынной", сделал их народом-избранником и наделил их благословенной
землей.
Песнь Моше также предостерегает о ловушке, которую таит в себе изобилие:
"И разжирел Йешурун, и стал брыкаться. Разжирел ты, растолстел, раздался.
И оставил он Всесильного, создавшего его, и поносил Твердыню спасения
своего", - и о страшных последствиях, которые наступят, так как в
результате Всевышний "скроет Свой лик от них". Но в конечном итоге он
обещает, что Б-г "за кровь рабов Своих отомстит, и мщение совершит над
врагами их, и искупит землю Свою и народ Свой".
Глава завершается повелением Всевышнего Моше взойти на вершину горы Нево, с
которой он взглянет на Землю Обетованную перед тем, как умереть на этой горе.
Большая часть недельной главы Аазину («Внимайте») представляет собой
исторический гимн еврейского народа, с начала до конца, от «помни дни
древности» до «и искупит землю свою и народ свой». Так сказали мудрецы: «велика
эта песня, так как в ней есть настоящее и в ней есть прошлое и будущее, и этот
мир и мир грядущий» и, по словам Рамбана, «она включает в себе все будущее,
хотя она невелика в размерах». То есть, в гимне Аазину есть что-то
очень общее, поэтому она представляет собой особое наследие, которое нам
оставил Моше Рабейну в день своей смерти и есть важное указание заучивать ее:
«А теперь напишите себе песнь эту, и научи ей сынов Израиля, вложи ее в уста
их, дабы была Мне песнь эта свидетельством о сынах Израиля».
Этот гимн представляет собой взгляд сверху, со стороны Всевышнего, как Он
видит все, и оказывается, что для него все это один сюжет, в котором все тайны
открыты и известны заранее. Так же и все будущие события и хитрости
человеческого разума приняты в расчет и выполняют свою роль в этом большом
сценарии. Однако, если все открыто и заранее предсказуемо, значит ли это, что
все мы просто актеры в спектакле, куклы, которых дергают за веревочки, и у нас
нет никакого реального выбора? Нет! Великое чудо в том, что у нас естьсвобода
выбора, и, следовательно, полная ответственность за свои действия, и тем
не менеевсе известно Б-гу и Он также принимает активное участие в
своих обширных проектах! Это знаменитый парадокс «знания и выбора», о который
было сломано так много перьев и авторучек при написании, и однако он
по-прежнему остается удивительным чудом: Б-г знает все заранее, а мы сами выбираем
как нам поступать в том или ином случае.
Источник: rabbiginsburgh.ru; chabad.org
No comments:
Post a Comment