Friday, October 14, 2016

Недельная глава Аазину

Для поднятия души Эти Сары бат Ицхак
Для поднятия души Эти Сары бат Ицхак
Глава "Аазину" ("Внемлите") называется "песнью". Моше провозгласил ее перед сынами Израиля в последний день своей земной жизни.
Призывая в свидетели небеса и землю, Моше взывает к народу: "Помни дни древности, помни годы всех поколений, спроси отца твоего, и скажет он тебе, старцев твоих, и они скажут тебе..." Как Б-г "нашел их в земле пустынной", сделал их народом-избранником и наделил их благословенной землей.
Песнь Моше также предостерегает о ловушке, которую таит в себе изобилие: "И разжирел Йешурун, и стал брыкаться. Разжирел ты, растолстел, раздался. И оставил он Всесильного, создавшего его, и поносил Твердыню спасения своего", - и о страшных последствиях, которые наступят, так как в результате Всевышний "скроет Свой лик от них". Но в конечном итоге он обещает, что Б-г "за кровь рабов Своих отомстит, и мщение совершит над врагами их, и искупит землю Свою и народ Свой".
Глава завершается повелением Всевышнего Моше взойти на вершину горы Нево, с которой он взглянет на Землю Обетованную перед тем, как умереть на этой горе.


Большая часть недельной главы Аазину («Внимайте») представляет собой исторический гимн еврейского народа, с начала до конца, от «помни дни древности» до «и искупит землю свою и народ свой». Так сказали мудрецы: «велика эта песня, так как в ней есть настоящее и в ней есть прошлое и будущее, и этот мир и мир грядущий» и, по словам Рамбана, «она включает в себе все будущее, хотя она невелика в размерах». То есть, в гимне Аазину есть что-то очень общее, поэтому она представляет собой особое наследие, которое нам оставил Моше Рабейну в день своей смерти и есть важное указание заучивать ее: «А теперь напишите себе песнь эту, и научи ей сынов Израиля, вложи ее в уста их, дабы была Мне песнь эта свидетельством о сынах Израиля».
Этот гимн представляет собой взгляд сверху, со стороны Всевышнего, как Он видит все, и оказывается, что для него все это один сюжет, в котором все тайны открыты и известны заранее. Так же и все будущие события и хитрости человеческого разума приняты в расчет и выполняют свою роль в этом большом сценарии. Однако, если все открыто и заранее предсказуемо, значит ли это, что все мы просто актеры в спектакле, куклы, которых дергают за веревочки, и у нас нет никакого реального выбора? Нет! Великое чудо в том, что у нас естьсвобода выбора, и, следовательно, полная ответственность за свои действия, и тем не менеевсе известно Б-гу и Он также принимает активное участие в своих обширных проектах! Это знаменитый парадокс «знания и выбора», о который было сломано так много перьев и авторучек при написании, и однако он по-прежнему остается удивительным чудом: Б-г знает все заранее, а мы сами выбираем как нам поступать в том или ином случае.
Источник: rabbiginsburgh.ru; chabad.org

No comments:

Post a Comment