Friday, October 7, 2016

Йом Кипур и Десять дней раскаяния

Для поднятия души Эти Сары бат Ицхак


Десять дней, от первого дня Рош а-Шана до десятого дня месяца Тишрея (включая Йом Кипур), называются Д.Д.Р.(Асерет йемей тшува), так как в эти дни произносят "Слихот" и "Тахнуним", а некоторые евреи постятся. В эти десять дней Господь особо близок к народу своему и готов принять покаяние и простить нас.
В любви Своей к Своему народу и в милосердии Своем не хочет Господь смерти грешника, а только его покаяния, но не ради Себя — ибо даже если покается грешник, что Ему в этом? — а дабы помиловать его. И поэтому не день и не два ждет Он покаяния грешников, а продлил нам срок. И сразу же с началом года распахиваются все врата, врата покаяния, врата прощения и помилования, до исхода Судного дня, когда врата закрываются. Кто не убоится и не устрашится гласа шофара, возвещающего: "Проснитесь, спящие, от спячки вашей, встань, воззови к Богу твоему, ибо добр и милосерд Он"?!


1. Десять дней раскаяния – название их говорит само за себя, сообщая, что это дни, специально предназначенные для раскаяния. И всякий должен в это время полностью раскаяться перед Б-гом, да будет благословенно Его Имя, до того, как наступит великий и ужасный день, Йом Киппур, как сказано: «...перед Б-гом очиститесь»; и сказано: «ищите Б-га, когда он близок...», и разъяснили мудрецы наши благословенной памяти, что речь идет о десяти днях между Рош а-Шана и Йом Киппуром. Поэтому должен человек в эти дни исследовать свои дела и оставить те из них, которые дурны. Если человек не уверен, совершил ли он преступление, то в этом случае от него требуется большее раскаяние, чем если он точно уверен, что преступил. Так принято считать потому, что по своей природе человек сильнее раскаивается, когда знает, что согрешил, чем когда не знает.
В эти дни следует побольше заниматься Торой, выполнением заповедей и раздачей милостыни, и поменьше материальными делами.
И написал Рамак – известный комментатор Торы, да будет благословенна его память, что эти дни должны быть похожи на Холь а-моэд – полупраздничные дни, то есть в эти дни следует заниматься только такими делами, которые никак нельзя отложить.
Наибольшее внимание должен человек обратить на проблемы в отношениях между ним и его товарищами, поскольку, если человек согрешил против товарища, его греху не будет искупления, пока он не вернет того, что украл или неправедно присвоил, и пока не уговорит товарища простить его.
2. Человеку стоит в эти дни принять на себя дополнительные необязательные запреты, даже если в остальные дни года он им не следует, поскольку ведь и мы просим у Б-га, да будет благословенно Его Имя, чтобы Он проявил к нам милосердие, то есть поступил не по закону суда и справедливости. Например, тот, кто весь год ест нееврейский хлеб или пьет нееврейское молоко, пусть в эти дни ест только хлеб, испеченный евреем, и пьет молоко, изготовленное под присмотром соблюдающего еврея.
3. В Биркат а-мазон – благословении после любой еды с хлебом в некоторых общинах некоторых принято произносить вставку «Он, милосердный, обносит для нас...», как в Рош а-Шана.
4. В эти дни не принято устраивать свадеб.
5. В Шаббат, выпавший на Десять дней раскаяния, принято вызывать в качестве мафтира – человека, читающего послесловие к недельной главе Торы, известного своей праведностью прихожанина.
6. У некоторых принято не делать Освящения луны – ритуала чтения молитвы на улице при новолунии до исхода Йом Киппура, поскольку в это время мы радуемся, а до этого были в тревоге. Некоторые же считают, что наоборот, лучше сделать это до Йом Киппура, чтобы у нас было больше заслуг. Все зависит от конкретной ситуации. Многие Ахроним – мудрецы, жившие в период после изгнания евреев из Испании, согласились, что лучше выполнить заповедь Освящения луны заранее, чтобы награда за эту заповедь сделала тяжелее чашу весов, на которую кладут наши заслуги в день Суда.
7. Там, где с легкостью можно купить три из четырех видов растений для выполнения заповеди Суккота – этроги, лулавы и мирты, у тех, кто с особым вниманием относится к выполнению заповедей, принято выказать расторопность и купить все это именно в эти дни, чтобы и эта важная заповедь была прибавлена к нашим заслугам.
Из «Кицур Шулхан Аруха»
Источники: breslev.co.il; tmtz.ru

No comments:

Post a Comment