Friday, August 26, 2016

Недельная глава Экев

Для поднятия души Эти Сары бат Ицхак
В недельной главе Экев («за то …») мы находим повеление Всевышнего благословлять пищу: «И будешь есть и насытишься, и благословлять будешьÃвайе, Б-га твоего, за землю добрую, которую он дал тебе». Хотя по Ãлахе Тора велит нам благословлять только после еды, но в действительности «нельзя получать пользу и удовольствие от этого мира без благословения», и поэтому мы благословляем один раз перед едой и второй раз – после, так что все принятие пищи еврея окружено благословением: благословение-еда-благословение.
Наряду с простым смыслом благословения – благодарности Б-гу за предоставленную Им еду – как основы служения Всевышнему «умей благодарить» – объясняется в Каббале и хасидизме, что благословение раскрывает внутреннюю суть, скрытую в самой еде. Перед стихом: «И будешь есть и насытишься, и благословлять будешь…» есть описание Б-жественного Провидения в пустыне: «И смирял Он тебя, и дал тебе голодать, и питал тебя манном, которого ты не знал и не знали твои отцы, чтобы дать познать тебе, что не хлебом единым живет человек, но всем, что исходит из уст Ãвайе живет человек». Аризаль объясняет, что «из уст Ãвайе» исходит внутренняя жизненность, которую содержит еда, искра святости, спрятанная в ней. Манна, которую евреи ели в пустыне, называется «хлеб с Небес», поскольку в нем «исходящее из уст Ãвайе» открыто и заметно благодаря многим его чудесным свойствам. И поэтому нет необходимости во многих берурим (отделений искр святости), в противоположность хорошо знакомому нам хлебу, который выглядит как продукт, выросший естественным образом на земле после того, как люди вложили в него массу сил, пролив немало трудового пота. Однако падавшая сверху Небесная манна учит нас, что любая еда – это лишь обертка, скрывающая слово Ãвайе, от которого на самом деле питается человек.


Моше продолжает свою последнюю речь к еврейскому народу, обещая им, что если они будут соблюдать заповеди Торы, то их ждет процветание в Земле, в которую они вот-вот должны войти, чтобы поселиться в ней, как обещал Всевышний их праотцам.
Моше также упрекает их за совершенные грехи, напоминая о Золотом Тельце, о бунте Кораха, о грехе разведчиков и о том, как они гневили Б-га в Тавъэйре, Масе, и в Киврот-Атаава. "Вы бунтовали против Б-га, - говорит он, - с того дня, что я вас знаю". Но кроме этого он говорит также о прощении Всевышним их грехов и о Вторых Скрижалях, которые Б-г даровал им после их раскаянья.
Их сорокалетние скитания в пустыне, говорит Моше, во время которых Б-г питал их манной небесной, должны были научить их, "не только на хлебе живет человек, но на том, что исходит из уст Г-спода, живет человек".
Моше называет землю, куда им предстоит войти, "текущей молоком и медом", особо благословенной "семью видами" плодов (пшеница, ячмень, виноград, фиги, гранаты, оливки и финики), землей, находящейся в центре Б-жественного Провидения. Он велит им разрушить идолов тех племен, что жили там раньше, а также предостерегает евреев, чтобы они не возгордились и не решили, что "моя сила и мощь моей руки создала мне все это богатство".
Ключевым фрагментом этой главы также является второй параграф молитвы "Шма" ("Слушай, Израиль!"), повторяющий фундаментальные заповеди, перечисленные в первой ее части, и говорящий о награде за исполнение воли Всевышнего и о плачевных последствиях (голод, изгнание) пренебрежения ею.
Источники: rabbiginsburgh.ru; chabad.org

No comments:

Post a Comment