Для поднятия души Эти Сары
бат Ицхак
В главе "Масэй" перечисляются 42 пункта, где народ Израиля располагался станом во время странствий по пустыне: с момента Исхода и до последней стоянки в степях Моава у реки Иордан напротив Земли Кнаан.
В главе "Масэй" перечисляются 42 пункта, где народ Израиля располагался станом во время странствий по пустыне: с момента Исхода и до последней стоянки в степях Моава у реки Иордан напротив Земли Кнаан.
Кроме того определяются границы Земли Обетованной, и назначаются
города-убежища как укрытия и места изгнания для совершивших неумышленное
убийство.
Упоминавшиеся ранее дочери Цлафхада выходят замуж за
людей из их же колена Менаше, с тем чтобы надел их отца не перешел к другому
колену.
Все ли знают, что евреи — оседлый народ? Сейчас оседлый,
ответят нам, а раньше был кочевой. Взять хотя бы главу Масэй: начинается она
перечислением еврейских стоянок и кочевий по пустыне. Нет, возразим мы, как раз
наоборот, именно из этой главы видно, что народ наш привык жить оседло и если
кочует, то — вопреки своей воле. Действительно, глава начинается словами: «Вот
переходы сыновей Израиля, которые вышли из страны Египта». Наши мудрецы
спрашивают: с какой целью Тора подробно перечисляет все 42 остановки, сделанные
евреями за годы их блуждания по пустыне? Раши приводит такой ответ: чтобы
показать милосердие Творца по отношению к евреям. Ведь наказав их сорокалетним
пребыванием в пустыне (за грех разведчиков, посланных в Кенаан; см. главу
Шлах), Он тем не менее НЕ присудил их к беспрерывному блужданию (подобно
Вечному Жиду из средневековых легенд), а дал возможность подолгу жить на одном
месте. Считаем: из 42 переходов надо вычесть 14, совершенных в первый год (до
приговора к сорока годам скитаний), и еще 8, совершенных после смерти Аарона —
в последний, сороковой год. Получается, что евреи за 38 лет двадцать раз
разбивали лагерь, меняя его в среднем один раз в два года. Совсем немного! Как
видим, даже в самый неустроенный период нашей истории мы были скорее оседлым
народом, нежели кочевниками.
Первые четыре слова, которыми она начинается: «Вот
переходы сыновей Израиля». Первые буквы этих слов — алеф, мем, бет, юд. Мудрецы
усматривают здесь намек Торы на четыре больших «перехода», которые совершил
еврейский народ за долгие века своей истории, — четыре этапа рассеяния среди
других народов: Эдом (он же Рим; начинается на алеф), Мадай (Персия; мем),
Бавель (Вавилония, бет), Яван (Греция, юд). До возвращения в Святую землю мы
идем «переходами», живем в изгнании. Изгнание — самое страшное наказание для
нашего оседлого народа. Самая большая награда возвращение в Эрец Исраэль.
Источники: chabad.org; toldot.ru
No comments:
Post a Comment