Thursday, August 4, 2016

Недельная глава Масэй


Для поднятия души Эти Сары бат Ицхак

В главе "Масэй" перечисляются 42 пункта, где народ Израиля располагался станом во время странствий по пустыне: с момента Исхода и до последней стоянки в степях Моава у реки Иордан напротив Земли Кнаан.
Кроме того определяются границы Земли Обетованной, и назначаются города-убежища как укрытия и места изгнания для совершивших неумышленное убийство.
Упоминавшиеся ранее дочери Цлафхада выходят замуж за людей из их же колена Менаше, с тем чтобы надел их отца не перешел к другому колену.
Все ли знают, что евреи — оседлый народ? Сейчас оседлый, ответят нам, а раньше был кочевой. Взять хотя бы главу Масэй: начинается она перечислением еврейских стоянок и кочевий по пустыне. Нет, возразим мы, как раз наоборот, именно из этой главы видно, что народ наш привык жить оседло и если кочует, то — вопреки своей воле. Действительно, глава начинается словами: «Вот переходы сыновей Израиля, которые вышли из страны Египта». Наши мудрецы спрашивают: с какой целью Тора подробно перечисляет все 42 остановки, сделанные евреями за годы их блуждания по пустыне? Раши приводит такой ответ: чтобы показать милосердие Творца по отношению к евреям. Ведь наказав их сорокалетним пребыванием в пустыне (за грех разведчиков, посланных в Кенаан; см. главу Шлах), Он тем не менее НЕ присудил их к беспрерывному блужданию (подобно Вечному Жиду из средневековых легенд), а дал возможность подолгу жить на одном месте. Считаем: из 42 переходов надо вычесть 14, совершенных в первый год (до приговора к сорока годам скитаний), и еще 8, совершенных после смерти Аарона — в последний, сороковой год. Получается, что евреи за 38 лет двадцать раз разбивали лагерь, меняя его в среднем один раз в два года. Совсем немного! Как видим, даже в самый неустроенный период нашей истории мы были скорее оседлым народом, нежели кочевниками.

Первые четыре слова, которыми она начинается: «Вот переходы сыновей Израиля». Первые буквы этих слов — алеф, мем, бет, юд. Мудрецы усматривают здесь намек Торы на четыре больших «перехода», которые совершил еврейский народ за долгие века своей истории, — четыре этапа рассеяния среди других народов: Эдом (он же Рим; начинается на алеф), Мадай (Персия; мем), Бавель (Вавилония, бет), Яван (Греция, юд). До возвращения в Святую землю мы идем «переходами», живем в изгнании. Изгнание — самое страшное наказание для нашего оседлого народа. Самая большая награда ­возвращение в Эрец Исраэль.
Источники: chabad.org; toldot.ru

No comments:

Post a Comment