Friday, July 29, 2016

Недельная глава Матот


Для поднятия души Эти Сары бат Ицхак
В начале главы "Матот" Моше объясняет законы обетов и клятв, особенно, применительно к женщинам: когда их отец или муж имеет право отменить их клятву и когда не имеет.
Затем начинается война против мидьянитян. Ополчение из 12 тысяч человек (по тысяче от каждого колена) громит врага, убивает пятерых мидьянских царей, всех мужчин и чародея Билама, пытавшегося ранее проклясть евреев. Моше порицает командиров за то, что они оставили в живых женщин, главных виновниц аморального поведения сынов Израиля.
После подсчета и распределения военных трофеев начальники тысяч и сотен сообщают Моше о полном отсутствии потерь среди ополченцев. В благодарность Б-гу и во искупление своих душ они приносят в Шатер откровения золотые изделия.
Колена Гада и Реувена просят разрешения остаться в Заиорданье, где есть обширные пастбища для их многочисленного скота. Вначале Моше отказывает им, боясь повторения греха разведчиков, но после того, как те заверяют пророка в своем твердом намерении вступить в Эрец-Исроэль, активно участвовать в войнах с хананеями и лишь потом вернуться на восточный берег Иордана, он соглашается.

Хотя война с Мидьяном – война особенная и одноразовая, явно по велению Б-га Моше (Моисею): «Отомсти за сынов Израиля мидьянитянам», и многие заповеди в этой войне являются специфическими указаниями, которые не актуальны в других поколениях и в других ситуациях, но в каждом событии, описанном в Торе, есть также вечный аспект, актуальный в любом месте и в любое время (как подчеркивал Бааль-Шем-Тов). В этой войне Пинхас сын коэна Эльазара – полководец, глава армии. У него хорошо развито качество расторопности – как мы видели на прошлой неделе из его поступка (в котором он возревновал за Всевышнего), совершенного быстро и точно, без каких-либо колебаний. Теперь в войне с Мидьяном Пинхас должен выполнить заповедь, уже начатую им – «сказал Святой Благословенный: тот, кто начал выполнять эту заповедь …пусть сам завершит ее» (Раши) – в самом деле, и здесь он действует решительно и очень быстро, без ненужного промедления.
 «Тот, кто начал выполнять эту заповедь …пусть сам завершит ее» – это важный принцип выполнения любой заповеди. Каждая заповедь имеет точные формулировки и границы, определенные Законом. Если сделал все правильно, как полагается, – выполнил и заповедь, и обязанность. Если нет, ты молодец, что у тебя было хорошее намерение, и ты старался, нозаповедь осталась невыполненной, так как «она называется по имени закончившего ее».
Заповедь и Тора
Этот момент проясняется еще лучше, если мы сравним выполнение заповеди с изучением Торы. Тора «длинней самой большой суши и шире любого моря». При изучении Торы надо просто прыгнуть в это великое «море» и без конца плавать и нырять в нем (получая «кейф», подобно рыбе в воде). Границы занятия Торой по своей сути не определены. Никогда невозможно закончить познавать Тору, перестав учиться: «ты не сможешь закончить эту работу и ты не свободен оставить ее» (речь идет об изучении Торы).
Однако, при изучении Торы есть определенный минимум, который каждый обязан выполнять, посвящая для этого определенное время днем и вечером, и есть также заповедь знать Тору, обязывающая «купить-приобрести» ее и познавать, каждому индивидуально в соответствии с тем, насколько силен его разум (как пишет Алтер Ребе в Законах об изучении Торы) – но это относится к «заповеди, что в Торе», в то время как Тора сама по себе (так сказать, «Тора, что в Торе») не имеет ни ограничений, ни определений, ее можно изучать и изучать, «плавая» по ней подобно рыбе, которая не может и не хочет покинуть водную стихию: «нет воды, кроме Торы».В отличие от этого, заповедь невозможно «размазать». Хотя каждая заповедь содержит в себе многое: «весьма широка заповедь Твоя» – и смысл каждой из них очень глубок, это «Тора, что в заповеди», но когда выполняют саму заповедь в нашем мире действий, то на этом она заканчивается. Причем все глубокие помыслы, согласно Каббале, следует обычно вспоминать перед самым действием, которое должно делаться проворно. «Свеча – заповедь, а Тора – свет» – по сравнению с бесконечным светом, заповедь подобна одной свече, горящей определенное время в определенном месте. (Числовое значение слова свет равно числовому значению слова бесконечность: אור = אין סוף).
Изучение Торы должно происходить с осознанием, что мы продвигаемся по ней постоянно, но как бы хорошо мы ни понимали изученное, можем всегда лишь коснуться края и никогда не достигнем конца. Тот, кто пытается поставить ей предел и границу, упускает самое главное, как растолковывает Бааль-Шем-Тов: «Тора Б-га цельная, радует душу» – сколько бы мы ее ни изучали, она всегда останется цельной и невредимой, такой, как будто мы еще даже не дотронулись до нее. И только когда мы учим Тору на базе именно такого понимания, «она радует душу»!
 Тора Святой Земли и заповедь Машиаха
 В соответствии с вышеизложенным, разберем несколько понятий, чтобы лучше понять, к чему они относятся – к Торе или к заповеди.
Так, например, в наследовании земли Израиля и ее заселении мнения двух великих мудрецов, Рамбама и Рамбана, расходятся. Рамбан старается подчеркнуть, что это заповедь, обязывающая каждого еврея в каждом поколении. Но Рамбам, хотя и постулирует Законы, исходя из важности и любви, с которой должна заселяться наша Земля, но не определяет ее как заповедь саму по себе. Поэтому создается впечатление, что, согласно Рамбаму, отношение к Святой Земле похоже на отношение к Торе – подобно тому, как мы учим ее с любовью без начала и конца, так мы и живем в нашей родной стране как в простой и непрерывной реальности. «Нет Торы, подобной Торе страны Израиля»: это почва, в которую мы посажены – подобно тому, как мы плаваем в водах Торы, покрывающих Эрец Исраэль – находясь на ней, мы можем в совершенстве выполнять все заповеди.
Теперь вдумаемся в понятие Машиах. Можно отнестись к нему в основном подобно отношению к Торе – так же как к изучению Талмуда и Ãлахи, Каббалы и хасидизма, в которых есть важная и интересная тема обсуждения, называемая Машиах. При таком подходе нет ощущения, что мы обязаны что-то делать, а что есть очень важная тема в Торе… но нам не мешает, что она останется в теории и мы на самом деле не дойдем до нее на деле.
С другой стороны, тот, кто изучает тему Царя Машиаха по Рамбаму, понимает, что это действительно мицва (заповедь). «Три заповеди было велено выполнить евреям при входе в страну Израиля [хотя сам по себе вход в страну Рамбам не считает заповедью]: поставить на собой царя и т.д.». Когда встанет достойный царь из дома Давидова, после того как он осуществит все замышленное им и преуспеет во всем, тогда станет ясно, что он – Машиах (и через него осуществится все, сказанные пророками). Несомненно, что тема Машиах – очень важная часть Торы и ее необходимо учить и обучать ей как полагается в обоих аспектах, как внешней, так и внутренней Торы, но самое главное – понимать, что это заповедь, которую нужно выполнить – начать и закончить. У этой заповеди есть определенные критерии и границы и нужно спросить себя: сделали ли мы все необходимое, чтобы выполнить ее, в самом ли деле то, что уже сделано сейчас, достаточно для прихода Царя Машиаха (ответ: конечно, нет!) А как добиться серьезного сдвига в направлении выполнения этой заповеди на самом деле?
Разумеется, именно для этой заповеди особенно необходима помощь Свыше и возможно, что она будет далее выполнена сверхъестественным образом «на облаках небесных», но для нас – это заповедь, которую необходимо начать и закончить.
Источники: rabbiginsburgh.ru; chabad.org

No comments:

Post a Comment