Недельная глава Хукат («Закон») начинается с одного из законов очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове. Глава рассказывает о странствовании евреев в последний, сороковой год их пребывания в пустыне. Много важных событий произошло в этом году: умерли Мирьям и Аhарон; колодец Мирьям покинул общину, и у евреев начались проблемы с водой; на пути к Обетованной Земле евреи вступали в населенные области, и им приходилось либо обходить их стороной, как Эдом, либо воевать с теми, кто их не пропускал, как с эморитянами. Кончается глава сообщением о том, что евреи приблизились к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив Йерихо.
Красная корова должна быть без порока (пара адума тмима): «…корову красную, без порока, у которой нет увечья, на которую не надевали ярмо…». Кроме особой роли рыжей коровы, которую нетрудно видеть – только пепел коровы очищает от тяжелой скверны – в ней скрыты глубокие тайны, о которых сказали мудрецы, что даже царю Шломо (Соломону), мудрейшему из людей, не удалось понять всю их глубину: «сказал я – пойму, но она [всё также] далека от меня».
Становление женщины: ребенок
– подросток – взрослая
Согласно книге Зоар, глава
о рыжей корове в своем общем виде намекает на исправлениемалхута. Примером сфиры малхут обычно
является женщина-дочь (нуква), и здесь объясняется, что выражение «рыжая корова
без порока» намекает на три стадии развития дочери-малхута:
пара – начальная стадия,
когда дочь еще маленькая девочка;
адума – вторая стадия, в
которой маленькая девочка становится подростком;
тмима – третья стадия,
когда девочка-подросток, достигнув апогея своего развития, превращается во
взрослую женщину.
Малхут, как и любое другое
понятие Каббалы, проявляется во многих разбираемых вопросах и контекстах. В
сущности, в каждой детали этого мира (материальной или духовной) есть аспект малхута,
поскольку он – одна из составляющих 10-ти сфирот, представляющих основную
модель Творения. В нашем контексте, мы объясним процесс развития малхута,
как его отражение внутреннего мира женщины:
Когда девочка еще ребенок,
ее как бы можно уподобить корове (пара), поскольку у нее преобладает животная
часть души, она еще не умеет до конца мыслить зрело. Девочка относится к
окружающему ее миру наивно (тмима) по-детски, как бы протекая по нему, не
полностью осознавая себя. На этой стадии, любой реальный контакт между двумя
людьми, и в частности между мужчиной и женщиной, практически не касается ее
неразвитого внутреннего мира, она живет сама в себе и не может проявлять себя
среди людей как самостоятельная личность; она привязана к другими людям
(особенно ее родителям) образом естественным и неосознанным, как бы стоя к ним
«спиной к спине».
Подрастая, девочка развивает
в себе самостоятельную личность и созревает для настоящего глубокого контакта с
другими людьми. Если на предыдущей стадии она была соединена с другими людьми
«спиной к спине», то теперь она проходит процесс «распиливания» от них и
разворачивается, пока не станет полностью «лицом к лицу» к ним. На этой стадии
девушка получает много гвурот – особые силы, необходимые ей для
будущей роли как женщины, которые раньше «были поглощены» в окружающей
действительности, частью которой она была. Поэтому девушка называется здесь
«красной» – адума – поскольку красный цвет является цветом жизни,
цветом крови, цветом радости, восторгов, пламенного желания. Разумеется, на
этом этапе необходима особая осторожность, руководство и помощь со стороны
родителей, чтобы направить на правильный путь, святой и чистый, например, в
отношении страстного стремления к будущему супругу, когда девушка уже может
быть обрученной со своим суженым.
Последняя стадия, когда
девушка становится взрослой, самостоятельной, могущей создавать зрелые контакты
с окружающими людьми. Если для девушки подходит быть обрученной, то взрослая
уже замужем, когда уже утих первоначальный восторг «красного» периода
бурного юношества. Что же означает слово тмима в отношении взрослой
женщины? Есть два объяснения этого слова. Раши комментирует (о корове) «красную
без изъяна – её красная масть должна быть без изъяна (без черных волос)», т.е. тмима еще
более красная, чем красная – у взрослой есть еще больше силы игвурот,
чем у девушки-подростка! Но слово тамим также означает бесхитростный,
непорочный, чистый: «Яаков бесхитростный человек» и «непорочным будь
с Ãвайе,Б-гом твоим».
Как же так? Человек бесхитростный и непорочный представляется нам не как некто «раскаленный до красна», а как человек мирный, ведущий себя спокойно и естественно (подобно нашему праотцу Яакову, в отличие от Эйсава, личности с огненно-рыжими волосами и обладавшей буйным характером). Но на самом деле оба объяснения дополняют друг друга: если женщина по-настоящему взрослая ее взаимоотношения с людьми подобны естественному и текущему плавно потоку воды, т.е. всё пламя, заключенное в ней, внешне проявляется в «гладкой», тихой и нераспознаваемой форме.
Как же так? Человек бесхитростный и непорочный представляется нам не как некто «раскаленный до красна», а как человек мирный, ведущий себя спокойно и естественно (подобно нашему праотцу Яакову, в отличие от Эйсава, личности с огненно-рыжими волосами и обладавшей буйным характером). Но на самом деле оба объяснения дополняют друг друга: если женщина по-настоящему взрослая ее взаимоотношения с людьми подобны естественному и текущему плавно потоку воды, т.е. всё пламя, заключенное в ней, внешне проявляется в «гладкой», тихой и нераспознаваемой форме.
Итак, мы можем видеть,
что по-настоящему взрослая женщина (третья стадия) похожа на девочку (из первой
стадии), но теперь ее тмимут зрелый и развитый настолько, что может
спокойно «протекать» на основе естественного сознания, и он позволяет
проявлять в семье «Б-жественное Присутствие между ними».
Три стадии исправления
государства
Поскольку речь идет о
приведении малхута к совершенству, можно применить модель процесса пара-адума-тмима также
к исправлению земного государства – малхута Израиля на Святой Земле. Сфира малхут называется
также «Кнессет Израиля» (не путать с израильским парламентом!) и в неё уходят
корнями все еврейские души. И сфира малхут также отражает
истинное проявление еврейского общества в этом мире.
На первой стадии, стадии
девочки-ребенка (пара), евреи заняты материальным строительством
страны, освоением и заселением земель и заботой о безопасности, не осознавая
всерьёз свое особое еврейское предназначение. На данном этапе мы подобны детям,
играющим в мяч и возящимся в песке, которым нет никакого дела до вопросов сути
– кто мы и зачем мы. Фактически это то, что происходило на протяжении последних
нескольких поколений: процесс возвращения в Сион происходил в значительной
степени без осознания истинного понимания того, что означает на самом деле быть
евреем, и даже сопровождался вопиющим отрицанием еврейской сути и попыткой, не
дай Б-г, противопоставить Торе альтернативную идеологию. К счастью, мы всегда
связаны с Б-гом, но в период, когда зрелость еще не наступила, наша связь с Ним
неосознанная, т.е. этот контакт можно охарактеризовать как связь «спиной к
спине».
Теперь мы должны войти в
следующую стадию – подростковую, называемую, как мы уже сказали,
«красной» – адума. Вчерашняя девочка выросла и стала юной девушкой.
Детские игры ее теперь больше не интересуют, она начинает задумываться и ей
хочется узнать, что на самом деле важно в жизни. Она начинает задавать вопросы
типа: «Кто я вообще такая?». Возможно, поэтому у нас и не видят большого смысла
в том, чтобы заниматься заселением Страны и обеспечением ее безопасности,
поскольку наше еврейское самосознание как народа в целом безмолвствует, либо
отсутствует вообще. Неудивительно, что «классический сионизм» полностью обанкротился.
Пришло время совершить решительный поворот: воспрянуть להנער (однокоренное слово с подростком
– נער), «отпилиться»
от изначального детского и инфантильного состояния нашего общества,
развернуться и заняться самоопределением себя как еврейской общности, в
соответствии с настоящими еврейскими ценностями. Это должно выражаться в первую
очередь в исправлении системы судопроизводства, поскольку правосудие есть те
рамки, в которых функционирует общество. Говоря по-простому, мы должны
обязаться вести все судопроизводство на основе Торы, еврейского закона, и
распространить систему правосудия Торы на все сферы жизнедеятельности (и,
разумеется, по возможности избегать ведения дел в существующих судебных
инстанциях государства). Это важный шаг в отстаивании нашей самоидентификации.
Его необходимо сделать смело и мужественно, с большой энергией и желанием,
подобными красному пламени. Вот тогда мы сможем встать со Святым Благословенным
«лицом к лицу», еврейское общество лицом к лицу со Всевышнем.
После этого с Б-жьей помощью
перейдем к стадии зрелости, называемой тмима(непорочная). «Израиль
удостоится своего избавления (Геулы) только благодарятшуве». И после первой тшувы исправления
судопроизводства, Геула начнет быстро продвигаться (у на есть Его
обещание:«в своё время Я ускорю Геулу»), и мы перейдем к более зрелой
стадии. На этой стадии нам уже не будет нужно мужество, так необходимое в
борьбе, поскольку наша связь со Святым Благословенным будет протекать гладко и
искренне, хотя «красные гвурот» эмоций подростковой стадии не исчезнут
полностью, они перейдут на более глубокий уровень («красная без изъяна»).
Все стадии Геулы, воцарение Машиаха и строительство Храма – продвигаются в этом направлении, достигнув апогея в нашей полной солидарности с волей Всевышнего, настолько, что мы будем ее выполнять совершенно естественно, как сказано в молитве «и там [в отстроенном Иерусалиме и в Святом Храме] будем выполнять перед Тобой… с любовью, как заповеди, желанные Тебе», на основе естественного сознания, в Храме и во всем мире.
Все стадии Геулы, воцарение Машиаха и строительство Храма – продвигаются в этом направлении, достигнув апогея в нашей полной солидарности с волей Всевышнего, настолько, что мы будем ее выполнять совершенно естественно, как сказано в молитве «и там [в отстроенном Иерусалиме и в Святом Храме] будем выполнять перед Тобой… с любовью, как заповеди, желанные Тебе», на основе естественного сознания, в Храме и во всем мире.
Источники: breslev.co.il; rabbiginsburgh.ru
No comments:
Post a Comment