Wednesday, July 6, 2016

Недельная глава Хукат

Для поднятия души Эти Сары бат Ицхак
Недельная глава Хукат («Закон») начинается с одного из законов очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове. Глава рассказывает о странствовании евреев в последний, сороковой год их пребывания в пустыне. Много важных событий произошло в этом году: умерли Мирьям и Аhарон; колодец Мирьям покинул общину, и у евреев начались проблемы с водой; на пути к Обетованной Земле евреи вступали в населенные области, и им приходилось либо обходить их стороной, как Эдом, либо воевать с теми, кто их не пропускал, как с эморитянами. Кончается глава сообщением о том, что евреи приблизились к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив Йерихо.
Красная корова должна быть без порока (пара адума тмима): «…корову красную, без порока, у которой нет увечья, на которую не надевали ярмо…». Кроме особой роли рыжей коровы, которую нетрудно видеть – только пепел коровы очищает от тяжелой скверны – в ней скрыты глубокие тайны, о которых сказали мудрецы, что даже царю Шломо (Соломону), мудрейшему из людей, не удалось понять всю их глубину: «сказал я – пойму, но она [всё также] далека от меня».


Становление женщины: ребенок – подросток – взрослая 
Согласно книге Зоар, глава о рыжей корове в своем общем виде намекает на исправлениемалхута. Примером сфиры малхут обычно является женщина-дочь (нуква), и здесь объясняется, что выражение «рыжая корова без порока» намекает на три стадии развития дочери-малхута:
пара – начальная стадия, когда дочь еще маленькая девочка;
адума – вторая стадия, в которой маленькая девочка становится подростком;
тмима – третья стадия, когда девочка-подросток, достигнув апогея своего развития, превращается во взрослую женщину.
Малхут, как и любое другое понятие Каббалы, проявляется во многих разбираемых вопросах и контекстах. В сущности, в каждой детали этого мира (материальной или духовной) есть аспект малхута, поскольку он – одна из составляющих 10-ти сфирот, представляющих основную модель Творения. В нашем контексте, мы объясним процесс развития малхута, как его отражение внутреннего мира женщины:
Когда девочка еще ребенок, ее как бы можно уподобить корове (пара), поскольку у нее преобладает животная часть души, она еще не умеет до конца мыслить зрело. Девочка относится к окружающему ее миру наивно (тмима) по-детски, как бы протекая по нему, не полностью осознавая себя. На этой стадии, любой реальный контакт между двумя людьми, и в частности между мужчиной и женщиной, практически не касается ее неразвитого внутреннего мира, она живет сама в себе и не может проявлять себя среди людей как самостоятельная личность; она привязана к другими людям (особенно ее родителям) образом естественным и неосознанным, как бы стоя к ним «спиной к спине».
Подрастая, девочка развивает в себе самостоятельную личность и созревает для настоящего глубокого контакта с другими людьми. Если на предыдущей стадии она была соединена с другими людьми «спиной к спине», то теперь она проходит процесс «распиливания» от них и разворачивается, пока не станет полностью «лицом к лицу» к ним. На этой стадии девушка получает много гвурот – особые силы, необходимые ей для будущей роли как женщины, которые раньше «были поглощены» в окружающей действительности, частью которой она была. Поэтому девушка называется здесь «красной» – адума – поскольку красный цвет является цветом жизни, цветом крови, цветом радости, восторгов, пламенного желания. Разумеется, на этом этапе необходима особая осторожность, руководство и помощь со стороны родителей, чтобы направить на правильный путь, святой и чистый, например, в отношении страстного стремления к будущему супругу, когда девушка уже может быть обрученной со своим суженым.
Последняя стадия, когда девушка становится взрослой, самостоятельной, могущей создавать зрелые контакты с окружающими людьми. Если для девушки подходит быть обрученной, то взрослая уже замужем, когда уже утих первоначальный восторг «красного» периода бурного юношества. Что же означает слово тмима в отношении взрослой женщины? Есть два объяснения этого слова. Раши комментирует (о корове) «красную без изъяна – её красная масть должна быть без изъяна (без черных волос)», т.е. тмима еще более красная, чем красная – у взрослой есть еще больше силы игвурот, чем у девушки-подростка! Но слово тамим также означает бесхитростный, непорочный, чистый: «Яаков бесхитростный человек» и «непорочным будь с Ãвайе,Б-гом твоим».
Как же так? Человек бесхитростный и непорочный представляется нам не как некто «раскаленный до красна», а как человек мирный, ведущий себя спокойно и естественно (подобно нашему праотцу Яакову, в отличие от Эйсава, личности с огненно-рыжими волосами и обладавшей буйным характером). Но на самом деле оба объяснения дополняют друг друга: если женщина по-настоящему взрослая ее взаимоотношения с людьми подобны естественному и текущему плавно потоку воды, т.е. всё пламя, заключенное в ней, внешне проявляется в «гладкой», тихой и нераспознаваемой форме.
 Итак, мы можем видеть, что по-настоящему взрослая женщина (третья стадия) похожа на девочку (из первой стадии), но теперь ее тмимут зрелый и развитый настолько, что может спокойно «протекать» на основе естественного сознания, и он позволяет проявлять в семье «Б-жественное Присутствие между ними».
 Три стадии исправления государства
 Поскольку речь идет о приведении малхута к совершенству, можно применить модель процесса пара-адума-тмима также к исправлению земного государства – малхута Израиля на Святой Земле. Сфира малхут называется также «Кнессет Израиля» (не путать с израильским парламентом!) и в неё уходят корнями все еврейские души.  И сфира малхут также отражает истинное проявление еврейского общества в этом мире.
На первой стадии, стадии девочки-ребенка (пара), евреи заняты материальным строительством страны, освоением и заселением земель и заботой о безопасности, не осознавая всерьёз свое особое еврейское предназначение. На данном этапе мы подобны детям, играющим в мяч и возящимся в песке, которым нет никакого дела до вопросов сути – кто мы и зачем мы. Фактически это то, что происходило на протяжении последних нескольких поколений: процесс возвращения в Сион происходил в значительной степени без осознания истинного понимания того, что означает на самом деле быть евреем, и даже сопровождался вопиющим отрицанием еврейской сути и попыткой, не дай Б-г, противопоставить Торе альтернативную идеологию. К счастью, мы всегда связаны с Б-гом, но в период, когда зрелость еще не наступила, наша связь с Ним неосознанная, т.е. этот контакт можно охарактеризовать как связь «спиной к спине».
Теперь мы должны войти в следующую стадию – подростковую, называемую, как мы уже сказали, «красной» – адума. Вчерашняя девочка выросла и стала юной девушкой. Детские игры ее теперь больше не интересуют, она начинает задумываться и ей хочется узнать, что на самом деле важно в жизни. Она начинает задавать вопросы типа: «Кто я вообще такая?». Возможно, поэтому у нас и не видят большого смысла в том, чтобы заниматься заселением Страны и обеспечением ее безопасности, поскольку наше еврейское самосознание как народа в целом безмолвствует, либо отсутствует вообще. Неудивительно, что «классический сионизм» полностью обанкротился. Пришло время совершить решительный поворот: воспрянуть להנער (однокоренное слово с подростком – נער), «отпилиться» от изначального детского и инфантильного состояния нашего общества, развернуться и заняться самоопределением себя как еврейской общности, в соответствии с настоящими еврейскими ценностями. Это должно выражаться в первую очередь в исправлении системы судопроизводства, поскольку правосудие есть те рамки, в которых функционирует общество. Говоря по-простому, мы должны обязаться вести все судопроизводство на основе Торы, еврейского закона, и распространить систему правосудия Торы на все сферы жизнедеятельности (и, разумеется, по возможности избегать ведения дел в существующих судебных инстанциях государства). Это важный шаг в отстаивании нашей самоидентификации. Его необходимо сделать смело и мужественно, с большой энергией и желанием, подобными красному пламени. Вот тогда мы сможем встать со Святым Благословенным «лицом к лицу», еврейское общество лицом к лицу со Всевышнем.
После этого с Б-жьей помощью перейдем к стадии зрелости, называемой тмима(непорочная). «Израиль удостоится своего избавления (Геулы) только благодарятшуве». И после первой тшувы исправления судопроизводства, Геула начнет быстро продвигаться (у на есть Его обещание:«в своё время Я ускорю Геулу»), и мы перейдем к более зрелой стадии. На этой стадии нам уже не будет нужно мужество, так необходимое в борьбе, поскольку наша связь со Святым Благословенным будет протекать гладко и искренне, хотя «красные гвурот» эмоций подростковой стадии не исчезнут полностью, они перейдут на более глубокий уровень («красная без изъяна»).
Все стадии Геулы, воцарение Машиаха и строительство Храма – продвигаются в этом направлении, достигнув апогея в нашей полной солидарности с волей Всевышнего, настолько, что мы будем ее выполнять совершенно естественно, как сказано в молитве «и там [в отстроенном Иерусалиме и в Святом Храме] будем выполнять перед Тобой… с любовью, как заповеди, желанные Тебе», на основе естественного сознания, в Храме и во всем мире.
Источники: breslev.co.il; rabbiginsburgh.ru

No comments:

Post a Comment