Thursday, December 17, 2015

Недельная глава Ваигаш

Для поднятия души Эти Сары бат Ицхак

главе Ваигаш («И подошел») история Йосефа и его братьев достигает своего апогея: «И не мог Йосеф больше удержаться … и заплакал он громко … И сказал Йосеф братьям своим: я Йосеф, жив ли еще отец мой?». Откровенное признание  Йосефа сопровождается слезами. Это не первый раз, когда Йосеф плакал, и не последний, как сразу ниже сказано: «и пал он на шею Биньямину, брату своему, и плакал; и Биньямин плакал на шее его. И целовал он всех братьев своих, и плакал над ними». Всего слово «и плакал» повторяется у Йосефа семь раз – больше, чем у любого другого персонажа Танаха!
На первый взгляд это может показаться удивительным. В конце концов, мы знаем Йосефа как непостижимого мудреца, царя и управляющего, как властителя и как властвующего над своим злым началом – и можно было бы подумать, что такой человек не является типом, который часто плачет. Но оказывается, что Йосеф не тот тип мудреца, который лишен всяких эмоций, не дай Б-г. Он контролирует свои эмоции, руководит ими и направляет их в нужное русло, но не холодно и отчужденно. И теперь настало время больше углубиться в смысл понятия плач, а не просто довольствоваться общими фразами о том, что плач является выражением эмоций.
 Кто плачет в книге Берешит
 Размышляя над каким-либо словом, желательно проследить за его различными появлениями в Торе, обязательно начиная с первого раза. Первой личностью, плачущей в Торе, является рабыня Сары Агарь. Скитаясь по пустыне, она  заблудилась вместе со своим сыном Ишмаэлем, и когда он уже агонизировал, отошла от него на определенное расстояние и «вознесла свой голос изаплакала». Неясно, является ли этот плач хорошим или плохим, может ли в такой ситуации мать бросать своего сына и просто сидеть и плакать отчаявшись заранее и полагая, что он не выживет? Видимо, как и многие другие понятия в Торе, слезы также впервые появляются именно в негативном контексте.
Во второй раз плач появляется со смертью Сары: «И пришел Авраам справить траур по Саре и оплакивать ее». Этот плач несомненно носит позитивный характер, о смерти Сары правильно и желательно плакать. Плач и рыдания во время надгробного слова и траура в связи со смертью любимого человека не являются излишней слабостью, но поступком желательным и верным. Даже Алаха поощряет это, как в честь умершего, так и для исцеления души скорбящего (если есть люди в нашем обществе, среди которых принято считать, что нужно изо всех сил стараться сдерживать себя и не плакать в таких случаях, это большая ошибка!).
Третьим плачет Эйсав, когда он обнаруживает, что Яаков был благословен вместо него: «И  вознес Эйсав свой голос и заплакал». Это первое появление формы «и заплакал», затем повторяющееся многократно, но на этот раз в негативном контексте – злодей Эйсав кричит от горя и отчаяния. Написано во внутренней части Торы, что порок и скверна, нечистая сила, любят плакать и грустить, в противоположность святости, поднимающей с радостью знамя служения Всевышнему.
Маятник движется вновь к другой стороне: следующий плач у праотца Яакова, когда он впервые встречает Рахель: «И поцеловал Яаков Рахель и вознес свой голос, и заплакал». Это уже другой вид плача. В трех предыдущих появлениях, несмотря на их различия, плач был связан спотерей, но плач Яакова, согласно простому смыслу, это слезы от переживания близости. Гонимый превратностями жизни, Яаков вдруг нашел «душу-близнеца» из его семьи, и он плачет, подобно тому, кто встретил любимого брата после долгой разлуки.
В следующий раз плачут Яаков и Эйсав вместе на встрече, состоявшейся между ними: «И побежал Эйсав ему навстречу, и обнял его, и пал на грудь к нему, и целовал его, и оба плакали». Здесь мы вновь сталкиваемся с плачем, характер которого нам непонятен, в самом ли деле Эйсав целует и плачет от всего сердца? – Мудрецы расходятся во мнениях относительно этого (как приведено у Раши).
Но отныне плач «остается в семье» Яакова, как будто он нашел там правильное место. Следующий плач появляется в связи с тем, что Яаков полагает, что Йосеф растерзан диким зверем, как сказано: «о, растерзан, растерзан Йосеф!» и далее: «и оплакивал его отец». Хотя, согласно Раши, Ицхак, отец Яакова (который еще был жив) также принимал участие в скорби Яакова. На первый взгляд, мы вернулись к слезам потерь, но Раши добавляет: “Ицхак плакал, видя страдания Яакова, но он не скорбел, поскольку знал, что тот жив», –  то есть плач здесь не выражение потери близкого человека, а, скорее, соучастие в горе.

Слезы влияния
 И снова мы видим, что Йосеф-праведник во всем похож на своего отца, даже свойством плакать. Все встречи Йосефа с его братьями сопровождаются слезами. В начале Йосеф скрывает свое истинное лицо от них и, отвернувшись, плачет (два раза в предыдущей главе). И наконец, он позволяет себе громко плакать, а затем он целует своего брата и плачет о них обоих (буквально повторяя поступок Яакова, отца своего, с его матерью Рахелью!)
До сих пор мы видели негативные крики отчаяния и видели позитивные слезы – траура, ощущения близости и соучастия в горе. Но к чему относится плач Йосефа? Видимо он выражаетсочувствие, как прямо сказано о втором плаче Йосефа: «И вскипела у Йосефа жалость к брату и захотелось ему плакать, и он поспешил, и пошел в комнату, и плакал там». Мы легко связываем сочувствие с плачем, то, что вызывает жалость, может также вызвать слезы у чувствительного человека. А тот, у которого сердце каменное, безжалостное, никогда не заплачет…
Но здесь мы должны сделать важное различие между жалостью к самому себе и истинным милосердием. Слезы жалости к самому себе превращают самого человека в абсолютного пессимиста, усиливают его эго и несут отрицательный разрушающий заряд. Однако истинное милосердие обращено к ближнему, давая и влияя. Так Йосеф по сути является оказывающим постоянное влияние, как мы видим, он кормит и поддерживает всю свою большую семью. И  действительно согласно Каббале Йосеф представляет собой сфиру йесод, которая влияет на все, что вне ее – на получателя (подобно «влиянию» спермы мужчины на женщину во время интимных отношений). Так или иначе, слезы Йосефа также представляют собой разновидность влияния, можно даже уподобить вытекающие из глаз слезы определенному виду воздействия на других людей.
Плач Йосефа берет свое происхождение как от Яакова, его отца, так и от его матери Рахели: «Рахель плачет о сыновьях своих». Рахель и ее сыновья представляют видимый мир (в отличие от Леи, представляющей сокрытый мир, как объяснялось в главе Ваецэ, и поэтому они хотят влиять и проявить все хорошее, что сокрыто. Но переход от скрытого мира к видимому застревает иногда в узком «проливе» и требуется приложить большое усилие, чтобы пройти этот узкий пролив и успешно влиять – это усилие и есть плач Рахели и Йосефа. Узкий пролив влияния – это также секрет шеи, упомянутой в этой главе (Йосеф плачет на шее Биньямина и Биньямин плачет на шее Йосефа), потому что шея, как пролив, соединяет мозг (сокрытый мир) с сердцем (открытый мир).
 Плач застрял в сердце
 До сих пор как правило мы рассматривали слезы горя и печали как отрицательное явление, ведь нам заповедано: «Служите Б-гу с веселеем». Но на самом деле нужно разделить саму грусть на негативную и позитивную, как можно найти во многих местах в Танахе и у мудрецов положительное отношение к страданиям и плачу человека в контексте его незавидного положения, например, слова царя Давида о себе в книге псалмов.
В книге Тания тема преодоления печали является одной из самых центральных тем, рассматриваемых Адмором а-Закеном. В сущности, он разделяет между печалью отрицательной, переходящей в убивающую депрессию, и грустью положительной, точное определение которой – горечь, когда сердце разрывается от чувства, насколько я далек от Б-га. Такой плач из глубины разбитого сердца, не является признаком смерти и отчаяния, но очищает сердце и приносит покаяние и постоянное исправление.
Как ни странно, положительная грусть – горечь – не противоречит радости, по словам Зоара (дословно, в переводе с армейского): «плач застрял в моем сердце с одной стороны и радость застряла в моем сердце с другой стороны». Сердце может вмещать одновременно два противоположных эмоциональных состояния – плач о моей печали и радости, что Б-г со мной в любой ситуации.
 Плач от обнаружения тайны
 Когда плач и веселье находятся в сердце одновременно, мы переносимся в другое, более глубокое измерение. Мы знаем, что в моменты великой радости из наших глаз вдруг брызжут слезы (если не помните, откройте первый свадебный альбом, который рядом с вами и хорошо всмотритесь в фотографии родителей под хупой…). Это плач, когда сердце не может вместить в себя все величие происходящего, когда мы чувствуем, что что-то великое и возвышенное выявляется, все так хорошо и прекрасно, что просто хочется плакать. Может быть этот плач представляет собой сочетание радости и тоски, скрытой грусти от моего отдаления от чистой красоты? На самом деле трудно понять, поскольку этот плач исходит от самой глубины души, отехиды души, в которой противоположности больше не являются противоположностями. И в качестве доказательства можем видеть, что  יחידה = בכיה(в дополнение к этому חדוה= חיה–уровень души, называемый нешама, но ехида еще выше, чем хая. Корень плача выше, чем корень радости).
Итак, мудрецы толкуют, что Йосеф плакал на шее Биньямина о двух Храмах, которые будут построены на земле Биньямина и затем уничтожены, в то время как Биньямин плакал о скинии, которая в будущем будет на земле Йосефа и затем она будет уничтожена. Если так, то это плач от сильного сожаления, но в дополнение к этому, плач связан с сутью открытия неведомого секрета, из далекого будущего. Из книги Зоар вытекает, что, когда Йосеф целовал всех своих братьев и плакал о них, он плакал о разрушении Храма, изгнании и рассеянии десяти племен между другими народами. Однако объясняется в Зоаре, что плакали только Йосеф и Биньямин, а не остальные братья – Йосеф плакал, поскольку его озарил блеск Святого Духа. Но у братьев это не случилось, возможно потому, что они на тот момент еще не закончили исправлять свой грех по отношению к Йосефу.
И есть много других подобных примеров. Рассказывается в Зоаре, что когда рабби Акива слышал от рабби Элиэзера о секретах, скрытых в Песни Песней, его глаза лили слезы как воду – это самый возвышенный плач, плач открытия секретов Торы и открытия самой сути души, называемой йехидой. Такой плач является возвещением будущего избавления из Галута скоро в наши дни, как сказано у пророка Ирмияу в его пророчестве, являющемся большим утешением – то пророчество, в котором речь идет о Рахели, плачущей о своих сыновьях (несомненно можно заплакать, когда читаешь его): «Вот, Я приведу их из страны северной и соберу их от краев земли; среди них слепой и хромой, беременная и роженица вместе; великое множество народа возвратится сюда.  С плачем придут они, и с милосердием поведу Я их, поведу их к потокам вод путем прямым, не споткнутся они на нем, ибо стал Я отцом Израилю и Эфраим – первенец мой».
Источник: rabbiginsburgh.ru

No comments:

Post a Comment