Wednesday, March 18, 2015

Пиркей Авот

Для поднятия души Эти Сары бат Ицхак

Согласно древней традиции, по субботам между праздниками «Песах» и «Шавуот» учат трактат Пиркей Авот (Поучения отцов).
Данный трактат посвящен вопросам этики и психологии человека. Здесь вы найдете универсальные советы наших мудрецов для многих жизненных ситуаций. Откроете для себя мир непреходящих ценностей еврейской традиции.
Пиркей Авот или просто трактат Аво́т, אָבוֹת, последний трактат 4-го раздела Мишны — Незикин. Смысл названия трактата неоднозначен. Некоторые интерпретируют его как «Поучения отцов», понимая под «отцами» великих законоучителей древности. Менахем Меири в своем введении к трактату Авот объясняет его название тем, что здесь содержатся азы мудрости и добродетели, указывающие путь всем, кто ищет нравственного совершенства..
В отличие от других трактатов Мишны, трактат «Авот» не содержит практических указаний, а устанавливает нравственные нормы и правила поведения. И еще говорили мудрецы: кто ищет благочестия, должен следовать указаниям трактата «Авот». В конце своего комментария к этому трактату Раши пишет: название «Авот» дано потому, что в нем располагаются по порядку изречения первых наших наставников и отцов учения, передававших его друг другу от Моше к Йеошуа и старейшинам, вплоть до мужей Великого Собрания, Шамая и Гилеля, р. Йоханана бен Заккая, и его учеников. И  это для того, чтобы сообщить нам, насколько мудрыми были их деяния, как предостерегали они своих современников и наставляли их на верный путь, и что каждому мудрецу следует идти тем же путем.
Почему же редактор Мишны расположил трактат в разделе «Незикин»? Об этом пишет Рамбам в предисловии к своему комментарию Мишны.. и после того, как завершается изложение материала для судей, начинается трактат «Авот»; это преследует две цели:
1. Показать, что согласие (между мудрецами) и традиция, передаваемая из поколения в поколение, — истинны и верны и передавались они из поколения в поколение. И поэтому следует воздать почет и уважение мудрецам Торы за то, что они сохранили традицию и в своем поколении снискали авторитет, подобно первым поколениям...
2. Трактат напоминает нам: всякий мудрец передает знания других мудрецов, чтобы мы учились у них высоконравственному поведению; и нет никого, кто нуждался бы в этом больше, чем судьи. Ведь неуч, не обладающий должными моральными качествами, наносит вред не всему обществу, а только себе; однако недостаточно принципиальный и скромный судья — вредит и самому себе, и другим. Потому-то трактат «Авот» и начинается с поучения судьям: «... судите обдуманно». Судья должен следовать всем указаниям тр. «Авот»: судить обдуманно, не спешить с вынесением приговора, если какие-то обстоятельства дела ему еще не ясны до конца. И вместе с тем, не затягивать с решением, если все детали дела известны наверняка, не допускать судебной волокиты. Он должен тщательно допрашивать свидетелей, но быть осторожным, чтобы свидетели не узнали из его слов чего-либо, что могло бы им раскрыть его намерения... И он должен считать делом своей чести в каждом случае стремиться к достижению компромисса — нет ничего лучше этого! Если же это невозможно, — только тогда пусть вынесет приговор... Вообще же, судья должен вести себя, как квалифицированный врач, который не прибегает к лекарствам, когда можно вылечить с помощью диеты..
Из всего этого ясно, что разумно расположен трактат «Авот» после тр. «Санедрин» и следующих за ним – тр. «Авот» обобщает все принципы нравственности. И, кроме того, он включает еще и другие поучения, призывающие к воздержанию от соблазнов, уважению к мудрости и ее обладателям, к честному поведению. В трактате пять глав. Шестая была включена позднее. Из-за обычая изучать «Авот» по субботам; 6-ую главу, называемую «Значимость Торы», внесли, чтобы читать ее в субботу перед праздником «Шавуот» — праздником дарования Торы.
Источник: chabadherzliya.com

No comments:

Post a Comment