Friday, December 16, 2016

Недельная глава Ваишлах

Для поднятия души Эти Сары бат Ицхак

В недельной главе Ваишлах («И послал») есть тяжелая и болезненная история изнасилования Дины. Она начинается так: «И вышла Дина, дочь Леи, которую та родила Яакову, посмотреть на дочерей страны той. И увидел ее Шхем, сын Хамора-хивийца, вождя той страны, и взял ее, и изнасиловал, и надругался над нею».
Поразмышляем над этой историей.
Начнем с простого. Перед нами жестокий акт изнасилования, и вдобавок изнасилования еврейской девушки неевреем. Наверное, нет ничего более трагичного, чем этот случай, требующий немедленной помощи извне и вызволения. Шимон и Леви, братья Дины, принимают близко к сердцу эту трагедию, они действуют решительно и смело, несмотря на неодобрение и критику их Яаковом.
Но что происходит после ее вызволения? Шхем, его отец Хамор и все жители Шхема понесли заслуженное наказание, а Дина возвращается в свою семью. Изнасилование осталось позади, нанеся душе девушки глубокую незаживающую рану. Иногда излечить страшную травму не легче, чем восстановить разрушенное мировой войной. Как можно исцелить разбитое сердце? Мудрецы говорят, что Шимон, старший брат, не довольствуется одним лишь отмщением, он на самом деле беспокоится о своей младшей сестре, не знающей, куда бежать от стыда, и… женится на ней (может быть, чтобы защитить ее от позора: она уже беременна от насильника). Разумеется, это было возможно только до Дарования Торы, когда не были строго-настрого запрещены браки между братьями и сестрами! Но, согласно другим мнениям, трагедия Дины продолжается…
Искры, извлекаемые из скверны
Для того чтобы понять, как проложить дорогу измученной душе к полному исцелению, нам необходимо перейти с простого уровня рассмотрения на более сложный.
На первый взгляд Шхем, несомненно, причинил Дине унижение и страдания, но, согласно каббалистическому тайному смыслу, эта история способствует некоему исправлению – в самом падении скрыт глубокий замысел Всевышнего, который служит определенной цели.
Аризаль открывает нам, что здесь речь идет о поднятии искр и исправлении душ. Где-то там, в глубинах павшей грешной души Шхема, сына Хамора, прячется святая искра, которая ищет выхода на волю. И она высвобождается, когда Шхем вступает в связь с Диной, как на это намекает стих: «и прилепилась его душа к Дине, дочери Яакова» – святая искра, лучшая часть его души, вышла из него и буквально прилепилась к душе Дины настолько, что приобщилась к святости еврейского народа.
Кстати, Аризаль, обладавший редчайшей и уникальной способностью опознавать святые искры, передал нам, что эта скрытая искра – душа рабби Ханины бен Традиона, таная, который был одним из десяти праведников, жестоко казненных римлянами. Намек на это содержится в стихе рассматриваемой нами главы: «ведь страна просторна (эрец… рахават…)», рахават – инициалырабби Ханина бен Традион.
Аризаль показывает и реинкарнации души Дины на протяжении веков. Оказывается, ее душа инкарнировала семь раз, и в том числе в Авигаиль, жену Наваля Кармели, после его смерти вышедшую замуж за царя Давида. Позднее она реинкарнировала в жену Tурнусруфуса (печально известного римского правителя Иудеи), которая после его смерти, пройдя гиюр, вышла замуж за рабби Акиву!
Несомненно, есть что-то особенное в душе Дины, что способствует ее регулярным переходам от злодея ​​ к праведнику – от Шхема к брату Шимону, от негодяя Наваля к Давиду, от злодея Tурнусруфуса к рабби Акиве, причем эти переходы способствуют освобождению и поднятию искр святости, которые были скрытыми и плененными в глубинах скверны (клипот).
Однако, занимаясь подобными исследованиями, надо быть осторожными: здесь речь идет о пользе, которая обнаруживается только постфактум. После того как падение произошло, оказывается, что и у него есть своя роль, но, Б-же упаси, подумать, что нам позволено нарушать запреты Торы в надежде освободить оттуда искры (к сожалению, бывают случаи, когда любители Каббалы ошибаются и вводят в заблуждение других).



Три метода освобождения искр
Итак, мы видели, что Дина – не по своей воле – вынуждена заниматься отбором и поднятием искр. Об этом процессе, так называемом бирур ницоцот, мы писали в главе Толдот («Одним ударом?») как о чем-то, присущем именно служению Яакова, но, разумеется, у нее это совершенно другой тип той же работы. Точнее, бирур ницоцот может быть выполнен тремя различными путями.
Первым из них является деятельность на основе изначального ясного осознания важности извлечь искру добра из всего, что в пределах нашей досягаемости. Эта работа, в основном, уделправедников, подобных Яакову, у которых действие по извлечению искр сопутствует не только каждому выполнению заповеди или воздержанию от греха, но и любому поступку вообще (у праведника совершенно явствен аспект «на всех путях твоих познавай Его»). Например, из любой еды, которую праведник берет в рот, он намеревается выбрать святые искры, находящиеся в ней (то есть «слово Б-га», оживляющее ее), и поднять их, используя для служения Всевышнему (например, посредством изучения Торы). Эти действия полностью контролируются праведником, он является инициатором происходящего, действуя в реальности в нужном направлении.
Вторым путем бирур ницоцот становится действие в ситуациях, в которые мы попадаем «случайно». Например, если я поеду в командировку в другую страну, где произнесу благословение на поданную мне чашку кофе: «благословен Ты… по чьему слову возникло все», а потом мне сообщат, что вся эта поездка была нужна только для того, чтобы извлечь некую искру этим благословением.
Наш учитель Бааль-Шем-Тов так толкует строфу «Б-г направляет шаги человека, если путь его угоден Ему»: «Люди считают, что они едут в дальние края по торговым делам и для заработков, но на самом деле Всевышний хочет исправить человека там, предоставляя ему возможность очищения посредством извлечения и поднятия святых искр, которые есть в том месте». Этот путь актуален для любого еврея и реализуется им неосознанно, непроизвольно, даже без размышлений о скрытых нюансах удивительной мозаики бирурим. Однако стоит помнить это выражение Бааль-Шем-Това и жить с осознанием того, что где бы я не оказался, я могу там что-либо исправить!
И третий путь, который мы видели в истории с Диной: когда человек попадает в негативнуюситуацию, в ней самой скрывается Высший Замысел Того, Кто является первопричиной всего. И только ради того, чтобы извлечь искры – такие бирурим невозможно совершить обычным путем. В случае с Диной, когда мы говорим об изнасиловании, это произошло вопреки ее желанию. Но случается, что человек добровольно опускается до греха. И хотя это происходит вследствие катастрофического выбора и согрешившему придется отчитываться за свои действия и нести ответственность перед Б-гом – в происшествии скрыта важная практическая польза. О подобных ситуациях действительно трудно говорить (и, как упоминалось, необходимо быть осторожным, чтобы даже по ошибке не сойти с пути Торы). Как сказано: «это ужасный навет на людей» – когда Б-г планирует-строит для нас наше будущее, он включает в него также и наши падения, совершенные нами на основе полной свободы выбора (да, это известный парадокс). Иногда даже кажется, что Б-г намеренно создает определенные ситуации, словно подталкивая людей к греху, – в этом явно есть Его скрытая цель, которую мы не в состоянии постичь. Но важно помнить, что все происходящее в конечном итоге ведет нас к добру. «И никакой отвергнутый больше уже не будет отвергнут» в наше время – время приближающегося прихода Машиаха! В любом месте, куда еврей падает, даже в аду, оказывается, что есть кто-то, кого нужно спасти и освободить! И, вероятно, после прихода Машиаха это нам станет понятнее.
Напомним, что в нашем поколении широкую известность получило высказывание Любавичского Ребе: «завершена работа по извлечению искр», и в рассматриваемом контексте это может быть истолковано следующим образом: закончилась целенаправленная работа аводат а-бирурим. Сегодня нам весьма желательно заниматься более возвышенной работой – аводат а-йихудим(консолидацией всей земной реальности и соединением ее с Творцом, как мы уже объясняли в главе Толдот), связанной с приходом Машиаха, и меньше уделять внимание аводат а-бирурим.Разумеется, по-прежнему важно и необходимо при благословениях на еду иметь в виду, что мы хотим получать от нее силу, чтобы служить Б-гу с радостью, и таким образом из еды выбираются и поднимаются искры святости. И, конечно, нашим девизом должно стать: «на всех путях твоих познавай Его», но основная часть сознания уже должна быть направлена​​ на другой уровень – консолидацию всей нижней реальности и соединение ее с Творцом (и таким образом мы приближаем окончательное Избавление). Бирурим второго вида теперь уже придается меньшее значение и внимание – нет необходимости ехать на край света, чтобы прочесть благословение. Но именно самые трудные бирурим, проходящие через моральное и физическое падение, еще не закончились, ведь мы собственными глазами нередко их наблюдаем. Программа Всевышнего не исчерпана, и мы еще не дошли до happy end этих «романов». Да будет на то Его воля скоро и в наши дни!
Источник: rabbiginsburgh.ru

No comments:

Post a Comment