Tuesday, April 28, 2015

Антисемитизм в Европе

Новый антисемитизм вспыхнул во Франции на бытовом уровне в сентябре 2000 года и совпал с Рош хаШана: избиения и ранения евреев на улице и в школе, поджоги синагог, забрасывания камнями школьных автобусов. Попытки задавить молящихся при выходе из синагоги. За два месяца (сентябрь и октябрь) было около 400-500 антисемитских нападений, и это только те, о которых было доложено. Были вспышки в Бельгии, где избили до потери сознания главного раввина страны, было это и в Англии, и в Германии. Эта вспышка была очевидно достаточно мощной и значимой чтобы вызвать целую волну публикаций посвящённых этому явлению: за последний год вышло несколько десятков книг, написанных в основном евреями, о новом антисемитизме. Одна из них, написанная адвокатом и исследователем Гольднаделем, называется “Новый учебник ненависти – антисемитизм или антисионизм". Вторую написал еврейский мыслитель, профессор Рафаэль Дрэ, под названием “Под знаком Сиона”. Помимо этого, в Израиль приезжали взволнованные философы, евреи, занимающие сегодня во Франции самые видные места: бывший секретарь Сартра Бени Леви, философ Алан Финкелькраут, бывший советник министерств, преподаватель и профессор национального центра научных исследований Жерар Рабинович. Все эти люди, за исключением Бени Леви, совершенно светского толка. Свою жизнь они полностью связали с современной Францией и с республиканскими ценностями: братство, свобода, равенство.
Эти люди говорили, что сегодня быть во Франции евреем - опасно. Слово “опасно” нужно понимать дословно. Рабинович сравнил положение евреев в сегодняшней Франции с их положением в Испании до изгнания 1492 года. По Парижу стало опасно ходить в ермолке, опасно ездить в метро. “Маген-Давид” должен быть скрыт за рубашкой. Вы можете быть черным, смуглым, представителем любой национальности и любого меньшинства, и вам ничего не грозит. Опасно быть только евреем. В школе дети стесняются своего еврейства. На работе те, кто ходил в кипах, надели шапки. Учителя истории не могут преподавать по программе историю второй мировой войны. Т.е. они могут рассказывать о битве при Сталинграде, о высадке войск в Нормандии, но не могут говорить о Катастрофе, о “Шоа”. Об этом ученики слушать не хотят. В учебниках это есть. Однако многими она теперь высмеивается как самый большой шашлык в истории”. За всем этим скрывается новая идеология, новый дух времени.
Антисемитизм проявляется также в прессе, в виде абсолютно нерациональной и непропорциональной ненависти к Израилю. На французском радио в самых популярных программах журналист по фамилии Мерме после взрыва в Дельфинарии берёт интервью у террориста-самоубийцы во время подготовки бомбы. В международном выпуске газеты “Ле-Монд” (её можно назвать европейской “Гаарец” или “Нию-ЙоркТаймс”, как бы голос Франции на весь мир) вышла серия статей после мега- терракта в Нью-Йорке, где действия Бин-Ладена непосредственно связывались с политикой Израиля на “оккупированных территориях”. В этой газете выступают самые видные академики Франции, среди них Эдгар Морэн (еврей родом из Салоники, часть его семьи погибла в Освенциме), основатель целой школы в социологии который написал статью под названием: “Израиль и Палестина – раковое заболевание”. В этой статье он вместе с двумя другими известными интеллектуалами представляет Израиль, как современный вирус, как эпидемию, раковое заболевание на Ближнем Востоке. Понятно, что наряду с этим в прессе поступают ежедневные новости о происходящем в Израиле. В них Палестинцы представлены, как жертвы, как мальчик из Варшавского гетто, который был пойман с буханкой хлеба. Они выглядят, как Гаврош, герой романа Гюго. Израиль же вырисовывается как агрессор, Голиаф.
Третье проявление в политике. Франция призывает Европейское Сообщество принимать санкции против Израиля. Она объявила бойкот продукции из Иудеи и Самарии. В картах, которые публикуются сегодня во французских учебниках, уже есть государство Палестина. Ширак сознательно унижает представителей Израиля, приезжающих во Францию. В 1996 году, во время своего приезда в Израиль, он полез врукопашную с израильскими охранниками, сопровождавшими его в Старом городе. На саммите франкоязычных стран состоявшемся недавно в Бейруте, Ширак выступал перед аудиторией где на первом ряду сидел председатель “Хизбалла”, шейх Насралла. В отношении анти-израильской деятельности, Франция предпринимает несравненно больше, чем любое другое европейское государство. В кулуарах французского министерства иностранных дел (“Лё Ке дорсэ”) речь откровенно идёт об Израиле, как о проходящем явлении.
Иными словами, в отношении Израиля дозволена не просто обычная критика определённой политики, а дискредитация самого государства. Допустим, Израиль ведёт неправильную, пусть даже аморальную политику – пусть критике подвергается именно эта политика. На подобие того как критикуется американская политика в Ираке или в Афганистане теми кто с ней не согласен. Однако, оспаривая политику, последние никогда не ставят под вопрос само право Америки на существование. Так же как и не ставят под вопрос право России на существование из-за ее политики в Чечне. К Израилю существует совершенно иное отношение: израильская политика служат предлогом для делегитимации самой страны.
Во Франции есть интересное определение интеллектуальной верхушки – “властитель дум”. Она определяет, что такое нравственность, что такое “правильно или неправильно” в обществе. В определенный период она может сказать, что самое страшное – это расизм, в другое время – что это антипатриотизм, предательство родине. И за ней идут как шли, например, за Альбером Камю, Жан-Поль Сартром, Симон де Бовуар. Во Франции, в отличие от США, у интеллектуальной верхушки есть не только хорошая зарплата, но и роль определителя национального, общественного этноса: как принято думать? Их может быть 10 тысяч, но их идеи просачиваются в прессу и создают соответствующую атмосферу. И если кто-то с этим не согласен, должен оправдываться, почему он не согласен – при условие естественно, что ему вообще дан доступ к органам прессы. А тот, кто согласен, может совершенно открыто защищать свои взгляды.
Сегодня эта интеллектуальная элита производит в некотором смысле духовное убийство Израиля, некое моральное уничтожение. Может быть уничтожение отдельного образа, отдельного человека, а может быть уничтожение целой страны. Это как бы готовит западное сознание к тому, что если, не дай Бог, что-то произойдет с Израилем, то возмущаться нечем. Это как бы в порядке вещей. Техника известная: Попытке физического уничтожения всегда предшествует уничтожение образа “жертвы” и её морального статуса.
Подводя итоги первого вопроса можно сказать, что с 1945 года во Франции не было такого антисемитизма. С сороковых годов не было на Елисейских Полях, центральному проспекту Парижа, демонстраций с криком: “Смерть евреям!”, как это было в октябре 2000 года. Ни пресса, ни правительство – на это не отреагировали. В ответ на запрос на эту тему одного члена парламента еврея, премьер-министр Жоспен заявил, что он “действительно, против межобщинных распрей, это ни к чему хорошему не приведет”. Открытого осуждения так и не услышали.
Всё это вызывает у евреев Франции, число которых оценивается в 600-700 тысяч (это самая большая еврейская община после США, не считая Израиля), ощущение полной беспомощности.
Ещё несколько лет тому назад французские евреи чувствовали себя, как рыбы в воде. Теперь это достояние прошлого. И если сейчас есть в мире еврейство, которому грозит опасность, то это именно евреи Франции. Жиль Гольднадель называет сегодняшний Париж “европейской столицей антисемитизма”.
Источник: machanaim.org

No comments:

Post a Comment