Wednesday, January 28, 2015

Заповедь изучения Торы

Для поднятия души Эти Сары бат Ицхак

Одной из важнейших заповедей, содержащихся в Торе, является "Талмуд Тора" — заповедь изучения Торы и обучения Торе других, как сказано: «Пусть не отходит эта Книга Торы от уст твоих, и размышляй о ней днем и ночью» (Иеошуа 1:8).
В Вавилонском Талмуде сказано: «613 заповедей были даны Моше на Синае. 365 запрещающих — по числу дней солнечного года, и 248 повелевающих — по числу органов человеческого тела» (Макот 23б). Именно такое разделение было наглядно объяснено в мидраше: «Заповеди «делай» соответствуют органам тела, ведь каждый орган тела как бы говорит человеку: «Выполни мною эту заповедь!». Заповеди «не делай» соответствуют дням года, ведь каждый день как бы говорит человеку: «Не преступи этой заповеди сегодня!» (Танхума, Ки Тэце).
Одной из важнейших заповедей, содержащихся в Торе, является Талмуд Тора — заповедь изучения Торы и обучения Торе других, как сказано: «Пусть не отходит эта Книга Торы от уст твоих, и размышляй о ней днем и ночью» (Иеошуа 1:8). Рамбам в своей «Книге Заповедей» помещает эту заповедь на 11-е место в списке повелевающих заповедей, сразу следом за повелениями освящать Имя Вс-вышнего (Кидуш Ашем) и ежедневно читать Шма вечером и утром.
Заповедь учиться и учить повторена в Пятикнижии несколько раз, в частности: «Слушай, Израиль, эти уставы и законы, которые я произношу перед вами сегодня, и изучайте их…» (Дварим 5:1), «Собери народ… чтобы слушали они и чтобы учились» (Дварим 31:12), «И обучай им (словам Торы) своих сыновей» (Дварим 6:7).
Мудрецы (Сифри, Ваэтханан) объяснили, что под сыновьями в последнем примере имеются в виду не только непосредственно сыновья, но и ученики, которые на языке Писания тоже называются сыновьями, как написано: «И вышли ученики пророков (дословно «сыны пророков») к Элише» (2-я книга Мелахим 2:3).


В заповеди изучения Торы есть две части: первая – заниматься Торой, а вторая – знать ее. Виленский Гаон, как известно, говорил, что мог бы всю жизнь изучать одну мишну, и ему никогда это не надоело бы из-за большого удовольствия, которое приносило ему изучение Торы. Но есть также и заповедь знать Тору. Мудрецы говорили (Кидушин, 30а): «”И заучи их” – чтобы слова Торы были у тебя на устах, так, что, если человек спросит тебя о чем-либо, ты не будешь запинаться, а сразу же скажешь ему». Про Тору сказано, что «длиннее земли мера ее», и нужно знать ее всю. Значит, кроме обязанности заниматься Торой, нужно еще делать это так, чтобы занятие привело к успеху и познаниям в ней.Поразмыслим о том, каковы пути, ведущие к этому.
В Пиркей Авот (гл. 6) мудрецы перечислили сорок восемь средств, помогающих овладеть Торой. Мы остановимся на трех из них: шимуш хахамим (буквально: «обслуживание мудрецов») – это включает в себя максимальный контакт с ними, что позволяет научиться жить по Торе и постигать сложные и противоречивые места в ней; дибук хаверим(близкая связь людей, объединенных изучением Торы) и пильпуль талмидим – обсуждать с учениками, вникая в ход их мыслей. Эти идеи упомянуты также в Гемаре (Макот, 10а): «Сказал Раби: многому я научился у моих учителей, от товарищей по учебе – еще больше, а от учеников – больше всего». Требуется объяснение, как можно выучить от товарищей по учебе и учеников больше, чем от учителей.
Дело в том, что знания и вправду получают от учителей, но благодаря товарищам и ученикам достигают понимания и большей ясности. Когда вместе с товарищем повторяют то, что слышали от учителя, идеи проясняются полнее. А обсуждение предмета с учениками добавляет ясности самому раву. Ведь когда он говорит ученику алаху, тот находит противоречие в другом месте или не понимает логику, которая кажется ему противоречащей буквальному смыслу текста. Тогда учителю приходится повторять и объяснять, пока тот не поймет эту логику. Благодаря этому вся тема проясняется и для него самого.
Источники: eshiva.ru, beerot.ru

No comments:

Post a Comment