Friday, June 19, 2015

Зависть

Для поднятия души Эти Сары бат Ицхак
Причины и условия появления и развития зависти рассмотрены в Талмуде на примере взаимоотношений Иосифа и его братьев. В Торе написано: "А Исраэль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому, что он был сын старости его; и сделал ему разноцветную рубашку. И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его, и не могли говорить с ним дружелюбно" (Берешит 37,3-4).
     К этому пасуку относится высказывание еврейского мыслителя Рава, написавшего, что "никогда не должен отец предпочитать одного из сыновей, ибо, так как Яаков дал Иосифу цветную рубаху, его братья стали завистливы, что, в конце концов, предопределило переселение наших предков в Египет". 
     Рав Давид Файнштейн считает применение слова "никогда" в данном контексте недостаточно обоснованным и, следовательно, несколько проблематичным. Он считает, что вполне достаточно было бы сказать, что "отец не должен предпочитать никого из сыновей". Но почему Рав говорит: "никогда"? 
     Рав Файнштейн поясняет, что Яаков хорошо знал, что именно может вызвать зависть. Но он явно неверно оценил праведность своих сыновей. По мнению Рава, мы, потомки Яакова, должны сделать соответствующий вывод из его опыта: всегда следует считаться с возможностью и опасностью возникновения зависти... и родители не должны в этой связи строить никаких иллюзий. Следует упомянуть, что великий законоучитель Маймонид цитирует совет Рава в своем великом галахическом труде.


     Рав Е. Дрейфус подчеркивает, что каждый человек должен соблюдать особую осторожность, чтобы не вызвать зависти. Он указывает на место в Талмуде, где описывается, какие меры предпринимал величайший из пророков Моше, чтобы недвусмысленно показать людям, что он никому не отдает предпочтения. Ему было повелено Всевышним: "Собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израиля, о которых ты знаешь, что они старейшины народа и надзиратели его, и возьми их к шатру соборному, и пусть предстанут они там с тобой" (Бамидбар 11,16).
     Таким образом, перед Моше возникла сложная проблема: если бы он взял от каждого колена по шесть мужей, двое из них были бы лишними; если бы он взял по пять мужей., то не хватило десяти человек; взял бы он от десяти колен по шесть мужей, а от двух - по пять, возникла бы зависть. И что он делает? Он приглашает по шесть мужей из каждого колена и предлагает им тянуть жребий. Двое вытянули пустой билет, но Моше мог клятвенно заверять, что их неудача от него не зависeла. 
     В трудах Рава Бахья мы находим трактат о зависти. В нем исследуется тягчайшие последствия необузданной зависти. Так, например, восстание Кораха против Моше вызвано этим чувством. Разделение Великого Царства Израиль тоже есть катастрофическое следствие зависти. Талмуд предупреждает нас: "Зависть, вожделение и тщеславие губят человека и являются причиной его гибели" (Пиркей авот 4,28).
     Если мы должны исходить из того, что зависть изначально заложена в человеческой натуре, то закономерно возникает вопрос о том, как человеку, обуреваемому завистью, бороться с этим губительным чувством. Рав Б. Й. Зильбер рекомендует методику, напоминающую психоаналитическую терапию. Следует , для начала, четко понять, что чувства и мысли Ваши есть не что иное, как зависть. Затем следует внутренне глубоко и искренне осудить их и, таким образом, покончить с ними раз и навсегда. Человек, не совладавший с завистью, очень скоро становится жертвой этой болезни.
     Рав Бахья завершает свой вышеупомянутый трактат напоминанием о том, что, кроме негативной зависти, существует подобное ему чувство, которое следует признать позитивным. Следует жестко и недвусмысленно осудить зависть к богатству и к высокому положению в обществе. Однако, следует всячески поощрять зависть, направленную на глубокое знание Торы и на добрые дела. В Талмуде сказано: "Не завидуй грешникам, всегда пребывай в страхе Божьем".
Источник: berkovich-zametki.com

No comments:

Post a Comment